где граница между ремонтом книги и реставрацией?
Добавлено: 29.07.2014 14:45:05
"Одессит » 28.07.2014 08:23:28
задумался над вопросом где граница между ремонтом книги и реставрацией? Больше интересует не техническая сторона, а временная - т.е. можно ли сделать деление по возрасту книг?"
Граница между ремонтом и реставрацией, на мой взгляд, это тот вопрос, который приходится решать постоянно для каждой книги, попадающей в работу. По времени выхода книги принимать решение вряд ли правильно, т.к. существуют, например, книги 1920-х годов, чрезвычайно редкие, интересные и соответственно, антикварные. И на момент нашей работы с книгой не всегда можно предвидеть, насколько сильно это издание будет цениться в будущем. Ремонт или реставрация - проблема скорее чисто экономическая: какое количество ресурсов мы можем потратить для восстановления данной книги.
Я думаю, обращаясь к терминам и сути процессов, РЕМОНТ вообще лучше применять в режиме супер эконом. Например, ремонт или замена переплета диссертации. (Под Ремонтом я понимаю грубое неквалифицированное вмешательство в структуру объекта с целью восстановления его потребительских свойств.)
К счастью, в этом ценовом сегменте я уже давно не работаю.
Выбор профессионалу можно сделать, на самом деле, в пользу консервации, технической или научной реставрации. Это три ценовых ниши, в которые укладываются требования любых заказчиков.
Проще говоря:
1. Если денег мало или вмешательство в объект практически недопустимо, создаются минимально необходимые условия для его долговременного хранения: объект сушится, проветривается, удаляются колонии грибов, пыль и некоторые аналогичные легкоудалимые загрязнения. Прикрепляются детали, состояние которых может ухудшить состояние объекта во время хранения (висящий на нитке каптал и т.п.). Можно сделать легкие тонировки. Книга помещается в контейнер.
2. Если деньги есть, и объект значительно разрушен, предлагается техническая реставрация (Восстановление потребительских свойств объекта без проведения научных изысканий). Для книг это: реставрациия листов, в том числе полная, шитья, в том числе полное перешивание блока, любые по объему работы с переплетом. При этом объем всех производимых работ напрямую зависит от уровня финансирования.
3. Если денег много или объект принадлежит организации, в которой вы работаете, (то есть вы располагаете значительным количеством ресурсов для работы - материалы, время и т.п.) вы можете (и наверное, должны) выполнить научную реставрацию. То есть: а) изучить в подробностях историю объекта; б) изучить структуру аналогичных объектов, для книг это в том числе знать точное взаимное расположение листов и точно знать, где и какие из них утрачены, сколько было тетрадей и из скольких листов они состояли; каким было шитье, нитью какой толщины и из каких материалов и т.п.; в) сделать анализы для определения уровня кислотности материалов объекта, биологической активности на этих материалах, состава клеев и т.п.; г) изучить опыт коллег по восстановлению таких объектов, создать реставрационный совет для принятия решений; д) на основе всех собранных данных составить программу реставрации и проводить работы с фото- и документальной фиксацией всех этапов; е) создать условия для качественного долговременного хранения объекта после раставрации; ж) наблюдать объект в течение длительного времени после завершения работ.
При этом, возможно, собранные данные будут свидетельствовать о невозможности проведения каких-либо работ вообще за неизученностью объекта, его состоянием, уровнем развития технологий реставрации и т.п. То есть научная реставрация вполне может закончиться, оставив объект практически без изменений.
Очевидно, что в отношении научной реставрации можно говорить о стремлении к сохранению культурного наследия. Прочие варианты - попытки экономической эксплуатации этого наследия. Я думаю, всем нам важно понять, в какой именно степени мы как профессионалы сохраняем культурное наследие, а в какой эксплуатируем его и служим орудиями для его эксплуатации.
задумался над вопросом где граница между ремонтом книги и реставрацией? Больше интересует не техническая сторона, а временная - т.е. можно ли сделать деление по возрасту книг?"
Граница между ремонтом и реставрацией, на мой взгляд, это тот вопрос, который приходится решать постоянно для каждой книги, попадающей в работу. По времени выхода книги принимать решение вряд ли правильно, т.к. существуют, например, книги 1920-х годов, чрезвычайно редкие, интересные и соответственно, антикварные. И на момент нашей работы с книгой не всегда можно предвидеть, насколько сильно это издание будет цениться в будущем. Ремонт или реставрация - проблема скорее чисто экономическая: какое количество ресурсов мы можем потратить для восстановления данной книги.
Я думаю, обращаясь к терминам и сути процессов, РЕМОНТ вообще лучше применять в режиме супер эконом. Например, ремонт или замена переплета диссертации. (Под Ремонтом я понимаю грубое неквалифицированное вмешательство в структуру объекта с целью восстановления его потребительских свойств.)
К счастью, в этом ценовом сегменте я уже давно не работаю.
Выбор профессионалу можно сделать, на самом деле, в пользу консервации, технической или научной реставрации. Это три ценовых ниши, в которые укладываются требования любых заказчиков.
Проще говоря:
1. Если денег мало или вмешательство в объект практически недопустимо, создаются минимально необходимые условия для его долговременного хранения: объект сушится, проветривается, удаляются колонии грибов, пыль и некоторые аналогичные легкоудалимые загрязнения. Прикрепляются детали, состояние которых может ухудшить состояние объекта во время хранения (висящий на нитке каптал и т.п.). Можно сделать легкие тонировки. Книга помещается в контейнер.
2. Если деньги есть, и объект значительно разрушен, предлагается техническая реставрация (Восстановление потребительских свойств объекта без проведения научных изысканий). Для книг это: реставрациия листов, в том числе полная, шитья, в том числе полное перешивание блока, любые по объему работы с переплетом. При этом объем всех производимых работ напрямую зависит от уровня финансирования.
3. Если денег много или объект принадлежит организации, в которой вы работаете, (то есть вы располагаете значительным количеством ресурсов для работы - материалы, время и т.п.) вы можете (и наверное, должны) выполнить научную реставрацию. То есть: а) изучить в подробностях историю объекта; б) изучить структуру аналогичных объектов, для книг это в том числе знать точное взаимное расположение листов и точно знать, где и какие из них утрачены, сколько было тетрадей и из скольких листов они состояли; каким было шитье, нитью какой толщины и из каких материалов и т.п.; в) сделать анализы для определения уровня кислотности материалов объекта, биологической активности на этих материалах, состава клеев и т.п.; г) изучить опыт коллег по восстановлению таких объектов, создать реставрационный совет для принятия решений; д) на основе всех собранных данных составить программу реставрации и проводить работы с фото- и документальной фиксацией всех этапов; е) создать условия для качественного долговременного хранения объекта после раставрации; ж) наблюдать объект в течение длительного времени после завершения работ.
При этом, возможно, собранные данные будут свидетельствовать о невозможности проведения каких-либо работ вообще за неизученностью объекта, его состоянием, уровнем развития технологий реставрации и т.п. То есть научная реставрация вполне может закончиться, оставив объект практически без изменений.
Очевидно, что в отношении научной реставрации можно говорить о стремлении к сохранению культурного наследия. Прочие варианты - попытки экономической эксплуатации этого наследия. Я думаю, всем нам важно понять, в какой именно степени мы как профессионалы сохраняем культурное наследие, а в какой эксплуатируем его и служим орудиями для его эксплуатации.