Страница 1 из 9

как склеить разорванные страницы?

Добавлено: 18.03.2008 13:45:59
ann
пытаюсь вернуть к жизни старую большую книгу.
несколько страниц разорвано,чем их можно скрепить?
недавно имела дело с "отреставрированной" старой картой, она вся пожелтела от скотча, попортились краски :cry:

Добавлено: 22.03.2008 17:02:38
kudryavtsev
Если вы живете в Екатеринбурге, приходите в Центр сохранности фондов библиотеки Белинского. Можем дать немного реставрационной бумаги.

Добавлено: 22.03.2008 22:29:11
Старичок-листовичок
Укрепить можно, но не скотчем - эта мысль верная :)
Вам понадобятся: клей, плотная бумага и бумажка потоньше.
Клей: варили ли вы когда-нибудь Обыкновенный Мучной Клейстер? Нет? Тогда мы идем к Вам! 8)
А если серьезно: не знаете рецепт - с удовольствием поделюсь, знаете - значит нужно сварить тот самый клейстер, ибо именно он лежит в основе специального реставрационного пшеничного клея. На крайний случай можно взять т.н. "клеящий карандаш", но ни в коем случае не ПВА, силикат и тому подобную, простите, гадость.
Далее - бумага: в идеале Вы могли бы заказать/купить специальную реставрационную бумагу. Тонкую (около 9 гр\м) для подклейки разрывов и более плотную для восполнения утрат, ежли таковые имеются...
А вообще-то хотелось бы спросить что за книга, насколько "большая" и "старая" и т.п. характеристики, если Вас не затруднит? Зная эту, хотя бы самую общую, информацию было бы проще давать Вам какие-то более конкретные советы:)

Добавлено: 04.06.2008 22:18:23
Мойше
Старичок-листовичок писал(а): Клей: варили ли вы когда-нибудь Обыкновенный Мучной Клейстер? Нет? Тогда мы идем к Вам! 8)
А если серьезно: не знаете рецепт - с удовольствием поделюсь, знаете - значит нужно сварить тот самый клейстер, ибо именно он лежит в основе специального реставрационного пшеничного клея.
Уважаемый Старичок-листовичок! Поделитесь пожалуйста рецептом мучного клейстера! Я в своей жизни много раз его пробовал - коробит бумагу. Видимо, есть какой-то секрет.

Добавлено: 08.06.2008 22:18:28
kudryavtsev
Секретов-то много у клея. Но коробление бумаги связано не с варкой клея, а с его использованием. Просто есть понятие ""жидкий клей" и соответственно "густой". Жидкий как содержащий больше воды вызывает большее коробление. Жидкий клей можно обезвожить на фильтровальной бумаге. Для склеивания бумаги и кожи консистенция должна напоминать густую полупрозрачную сметану без комков. Нанесенная на подушки большого и указательного пальцев, клеевая масса должна вызывать ощущение склеивания, "прихватывать".
Это достигается верным сочетанием пропорций муки и воды, фильтрованием после варки, качеством муки (в т.ч. степенью ее сухости) и чистотой воды.
В составе реставрационного клея - только мука, вода и (факультативно) консерванты.
Лучше использовать не мучной и рыбный, а крахмальнй клейстер из пшеничного (обязательно!) крахмала. Он более густой и более крепкий.
Чтобы бумага не коробилась после склейки, листы обязательно выдерживают между сукнами в прессе сроком до двух недель.

Добавлено: 20.06.2008 09:20:09
Старичок-листовичок
Прошу прощения за длительное молчание.

Соглашусь с г-ном Кудрявцевым по всем пунктам.
Однако же, полагаю, стоит уточнить несколько пунктов: бумага могла коробиться не только от слишком жидкого клея и отсутствия прессования. Ее могло "повести", например, от неправильно (не по долевой) наложенного листа бумаги-которой-вы-заклеивали-разрыв.
Также хотелось бы узнать способ приготовления, который Вы использовали при варке клея? (если не затруднит - описать по этапам)
Полагаю, разобравшись в процессе, мы смогли бы найти способ усовершенствовать его :)
И последний вопрос - бумагу какого типа вы собираетесь клеить? (или хотя бы назовите примерный год создания книги/документа) Дело в том, что рецепты и составы клея, например, для мелованной и для тряпичной бумаги XVIII века сильно отличаются друг от друга - секретов, как Вы уже верно отметили, много :)

Добавлено: 20.06.2008 20:05:23
Мойше
kudryavtsev писал(а): Для склеивания бумаги и кожи консистенция должна напоминать густую полупрозрачную сметану без комков. Нанесенная на подушки большого и указательного пальцев, клеевая масса должна вызывать ощущение склеивания, "прихватывать".
Это достигается верным сочетанием пропорций муки и воды, фильтрованием после варки, качеством муки (в т.ч. степенью ее сухости) и чистотой воды.
В составе реставрационного клея - только мука, вода и (факультативно) консерванты.
Лучше использовать не мучной и рыбный, а крахмальнй клейстер из пшеничного (обязательно!) крахмала. Он более густой и более крепкий.
Чтобы бумага не коробилась после склейки, листы обязательно выдерживают между сукнами в прессе сроком до двух недель.
Спасибо! Я сделал клей погуще и немного посушил муку на сковородке, и это помогает.

Вопросы : крахамал - это лучше чем мука?
А что такое "сукна"?

Добавлено: 20.06.2008 20:11:34
Мойше
Здравстуйте!
Старичок-листовичок писал(а):Прошу прощения за длительное молчание.
Все нормально. Это не долго.
Старичок-листовичок писал(а): Ее могло "повести", например, от неправильно (не по долевой) наложенного листа бумаги-которой-вы-заклеивали-разрыв.
А нельзя ли поподробнее об этом? Я дилетант.
Также хотелось бы узнать способ приготовления, который Вы использовали при варке клея? (если не затруднит - описать по этапам)
Полагаю, разобравшись в процессе, мы смогли бы найти способ усовершенствовать его :)
Постепенно всыпаю муку в воду, постоянно размешиваю. Так меня в детстве учили.
И последний вопрос - бумагу какого типа вы собираетесь клеить? (или хотя бы назовите примерный год создания книги/документа) Дело в том, что рецепты и составы клея, например, для мелованной и для тряпичной бумаги XVIII века сильно отличаются друг от друга - секретов, как Вы уже верно отметили, много
Я пока еще боюсь приступать к реставрации старых книг. Когда же с Божьей помощью приступлю, это будет, скорее всего для Вас "позднятина" - вторая половина XIX-начало XX.

Добавлено: 26.06.2008 21:57:10
Старичок-листовичок
Доброго времени суток и Вам, Мойше!
Прежде всего - дилетант-не дилетант - не суть! Когда-то мы все даже и ходить-то не умели, так что не стоит, не стоит :)
Итак, попробую последовательно ответить.
Про долевую: любая бумага, будь она ручной или машинной отливки, имеет долевую. Где-то ее видно, где-то нет. Но она там есть, это факт!)
Определить ее можно следующими способами: просмотреть бумагу на свет - будут видны длинные волоконца в структуре бумаги, все в одном направлении. Другой способ - намочить кусочек рассматриваемой бумаги и попробовать порвать сверху-вниз и справа-налево. По долевой рвется аккуратно и легко, против - наоборот, криво-косо.
Про клей: а пропорции? :) И больше ничего не добавляете?
Про "позднятину": термин меня пленил, честно признаюсь! :) Однако же, полагаю своим долгом уточнить, что и среди книг XIX-XX веков встречаются памятники, ничуть не уступающие более древним в плане своей историко-культурной ценности. Не говоря уже о том, что реставрация памятников этого времени вызывает сейчас безмерное множество вопросов и дискуссий в науке и представляет собой задачу сложную и трудную. Здесь мой совет будет прост: начните работу с памятников большого тиража и не принадлежащих к Редким книгам.

Со своей стороны я позволю пару довольно-таки личных вопросов: не уточните ли вы в каком городе, в какой организации вы работаете? с какими фондами имеете дело? Не подумайте, что вопросы имеют какой-то негативный подтекст, это скорее мой личный интерес.

Добавлено: 27.06.2008 01:57:33
Мойше
Доброго времени суток!
Старичок-листовичок писал(а): Итак, попробую последовательно ответить.
Про долевую: любая бумага, будь она ручной или машинной отливки, имеет долевую. Где-то ее видно, где-то нет. Но она там есть, это факт!)
Определить ее можно следующими способами: просмотреть бумагу на свет - будут видны длинные волоконца в структуре бумаги, все в одном направлении. Другой способ - намочить кусочек рассматриваемой бумаги и попробовать порвать сверху-вниз и справа-налево. По долевой рвется аккуратно и легко, против - наоборот, криво-косо.
Спасибо большое, понял.
Про клей: а пропорции?
До загустения. Получается где-то 2-2.5 столовые ложки на 0.6 "кап" (такая американская мера жидкости). Воду беру дистилированную. Видимо, раньше я делал слишком жидко.
И больше ничего не добавляете?
Нет, ничего.
Про "позднятину": термин меня пленил, честно признаюсь! :)
Термин этот слышал в детстве в разговорах археологов и историков.
Со своей стороны я позволю пару довольно-таки личных вопросов: не уточните ли вы в каком городе, в какой организации вы работаете? с какими фондами имеете дело? Не подумайте, что вопросы имеют какой-то негативный подтекст, это скорее мой личный интерес.
Ни в какой организации я не работаю, скорее это вроде как хобби. Живу я в пригороде Нью-Йорка. Книги - еврейские, религиозного содержания, находящиеся в частных собраниях.

Добавлено: 07.07.2008 03:26:08
Мойше
kudryavtsev писал(а):Если вы живете в Екатеринбурге, приходите в Центр сохранности фондов библиотеки Белинского. Можем дать немного реставрационной бумаги.
А что такое реставрационная бумага? Как она называетсмя по английски? Хочу пройтись по магазинам, но не знаю, что спрашивать

Добавлено: 10.07.2008 00:47:46
kudryavtsev
Это бумага с нейтральной кислотностью, для старых книг - ручной отливки. Лучше всего купить бумагу японской фирмы Japico (кажется, у них есть представительство в Америке).

Добавлено: 10.07.2008 01:09:48
Мойше
Доброго времени суток!
kudryavtsev писал(а):Это бумага с нейтральной кислотностью, для старых книг - ручной отливки. Лучше всего купить бумагу японской фирмы Japico (кажется, у них есть представительство в Америке).

А несколько она прозрачная? И вообще - как по науке полагается склеивать разорванные места, если там текст?

Добавлено: 10.07.2008 01:12:18
Мойше
Доброго времени суток!
Старичок-листовичок писал(а): Однако же, полагаю своим долгом уточнить, что и среди книг XIX-XX веков встречаются памятники, ничуть не уступающие более древним в плане своей историко-культурной ценности. Не говоря уже о том, что реставрация памятников этого времени вызывает сейчас безмерное множество вопросов и дискуссий в науке и представляет собой задачу сложную и трудную.
Забыл спросить : а в чем состоят эти дискусии и в чем трудности? Можно хотя бы в двух словах?

Добавлено: 15.07.2008 23:15:26
Старичок-листовичок
Доброго времени, Мойше.
Реставрационная бумага в магазине может быть и есть, но магазин должен быть специальный. :)
Про прозрачность бумаги: есть два осноынх понятия - разрыв и утрата. Утраты (утраченные части, вырваные куски, дырочки и т.п.) необходимо восполнять бумагой, соответсвующей по плотности основе оригинала. Разрывы же подклеиваются более тонкой бумагой (чаще - почти прозрачной - как раз по тексту: и текст виден останется, и разрыв скреплен).

Про сложность вопроса реставрации "позднятины": сложность вызвана в основном проблемностью основы поздних книг - будь то мелованная бумага, не переносящая воду или печатные издания времен Великой Отечественной войны. Или революции. Или эмиграции.
Или вот, к примеру, газеты. Периодическое издание, отражение большинства процессов, происходящих в обществе. Документы, порой, бесценные. Но вот качество бумаги газетной... Расчитаны же были газеты на 1-2 дня, прочитать и .. использовать в хозяйстве:)
А нужно как-то сохранить.
Надеюсь, я выражаюсь хоть немного понятно? :)