Эта сатира — из давних времен, но тут что десять лет назад, что сорок, что восемьдесят — способы экономии одни и те же:
«- Товарищи! — сказал председатель профсовета: — Сообщу вам по секрету, что режим экономии это не есть единовременное бедствие, но — выражаясь, так сказать фигурально — он является длительной засухой. Надлежит урезывать, жать и жмать, совмещать, сокращать — вообще, экономить! У кого есть идеи, вносите.
— У меня есть идея!
— Прошу.
— Товарищи, я тоже воскликну фигурально: вспомним, товарищи, культурный фронт! Что мы видим на этом важном фронте? На каждой фабрике, на каждом заводе — своя библиотека, свой библиотекарь. Позор! Разврат! Распыление средств! Библиотекарям — плати, за свет — опять плати, одни и те же книжечки выписывай всем, одним словом — мрак и ужас! А не лучше ли, товарищи, сделать так: создать, выражаясь фигурально, «базу», свезти все книги на один завод, воздвигнуть из книг пирамиду культуры и уж тогда, с высоты пирамиды, сеять разумное, доброе, вечное, соблюдая экономию в средствах?
— Вместо десяти помещений — одно. Вместо десяти новых книг — гм… одна. Вместо десяти библиотекарей — четыре.
— Зачем же четыре? Хватит одного! Библиотека одна — библиотекарь один: ясно и понятно даже детям!
— Один библиотекарь, пожалуй, здесь не справится…
— Не справится? Тогда сократим и его. Наймем просто сторожа, и хватит.
— Ах, я, товарищи, резко протестую! Зачем непредвиденный расход на сторожа, когда можно просто купить замок? Купить и повесить… А то, вдруг, сторож!
— И это идея!
— А главное, товарищи, книги сохранятся! Все же рабочие берут их, читают… треплют, так сказать… страницы грязнят. А тут — абсолютная, полнейшая сохранность.»
Тридцать третий номер «Крокодила» за 1928 год, за подписью А. Г-ча на странице 7.