Зак и Кузнецов: они написали кино
Авраам (Авенир) Григорьевич Зак (1919-1974) и Исай Константинович Кузнецов (1916 г.р.) – драматурги советского кино. Встретились они в 1951 году и сразу же начали писать вместе пьесы, сначала для детского, а потом и для взрослого театра. Зак к тому времени окончил режиссерский факультет ВГИКа, Кузнецов начинал как актер вместе с Зиновием Гердтом, был ассистентом режиссера у Плучека, наконец, решил попробовать себя в качестве сценариста. Оба прошли войну.
Первым плодом совместного творчества стала пьеса «Вперед, отважные!», поставленная Центральным детским театром.
В числе других пьес авторов назову «Дневник Наташи Соколовой», «Сказка о сказке», «Два цвета», «Приглашение к подвигу», «Весенний день тридцатое апреля».
По их сценариям и повестям были сняты фильмы «Достояние республики», «Отроки во Вселенной», «Утренние поезда», «Пропало лето», дилогия «Москва-Кассиопея», «Пропавшая экспедиция», «Похищение «Савойи»», «Золотая речка».
Последнее, что написано Исаем Кузнецовым, — это сценарий «Клон», в котором он снова обратился к фантастическим мотивам.
От книг этих авторов захватывает дух — хорошая приключенческая литература не испортит вкус ни одному гурману! Ведь и у «Героя нашего времени» Лермонтова есть легкий привкус триллера…
Книги авторов в нашей библиотеке, в книгохранении:
М 564377
Зак А., Кузнецов И. Вперед, отважные! Пьеса в 4 действиях, восьми картинах. – М.: Искусство, 1952. – 124 с.
М 823809
Зак А.Г., Кузнецов И.К. Сказка о сказках: в трех действиях. – М.: Искусство, 60 с.
С 1355416
Зак А.Г., Кузнецов И.К. Солнечное сплетение: пьесы. – М.: Советский писатель, 1968. – 336 с.
«Два цвета», «Взрослые дети», «Слово из песни», «Солнечное сплетение».
Б 1362184
Зак А., Кузнецов И. Приключения Витторио: героическая комедия в двух частях. – М.: ВУОАП, 1968. – 82 с.
Б 1508084
Зак А., Кузнецов И. Пятнадцатая весна: пьеса в двух частях. – М.: ВУОАП, 1972. – 72 с.
1677452
Зак А.Г., Кузнецов И.К. Два цвета: пьесы. – М.: Советский писатель, 1976. – 320 с.
«Весенний день 30 апреля», «Два цвета», «Солнечное сплетение», «Приглашение к подвигу», «Генка Мухин – жертва случая», «Нескладный парень».
Б 2018383
Зак А., Кузнецов И. Вечерние игры: в двух частях, с четырьмя воспоминаниями и фантасмагорией. – М.: ВАПП-Информ, 1987. – 74 с.
М 2068046, М 2077861
Зак А., Кузнецов И. Утренние поезда: драматические произведения для кино и театра. – М.: Искусство, 1988. – 528 с.
Сценарии: «Утренние поезда», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка». Пьесы: «Вечерние игры», «Слово из песни», «Весенний день тридцатое апреля», «Портрет трагической актрисы», «Представление о Радомире».
С 2111658
Зак А.Г., Кузнецов И.К. Пропавшая экспедиция: повести. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 224 с., ил.
«Достояние республики», «Пропавшая экспедиция».
Б 2130166
Кузнецов И. Белые флаги: пьеса в двух действиях. – М.: ВААП, 1990. – 66 с.
С 2140699
Кузнецов И. Лестницы: роман. – М.: Советский писатель, 1990. – 272 с.
Был апрель двадцать девятого года… Светило нежаркое солнце, и я почему-то в тот день впервые заметил, что бабы, торгующие семечками и ирисками с лотков, стоят не сплошной стеной вдоль переулка, как это было еще осенью. Их стало совсем мало, одинокие фигуры жались к стенкам, прятались в подворотнях.
Мы купили семечек и шли молча, лузгая на ходу и сплевывая шелуху.
— Ты кем будешь? – спросил меня Дыгай.
Ответов на этот вопрос у меня было много: я мечтал стать капитаном дальнего плавания и автомобилестроителем, артистом и киномехаником, профессиональным революционером, поднимавшим угнетенные массы в английских колониях, и летчиком, перелетающим через Атлантический океан. Обычно я отвечал: инженером. Такой ответ исключал лишние вопросы, недоумения, а порой и насмешки. Но Дыгаю я так ответить не мог. Ему следовало отвечать всерьез.
— Не знаю, — сказал я, и, в сущности, сказал правду.
— Я буду командармом.
Юрка взглянул на меня строго, проверяя, какое впечатление произвело на меня его заявление и не отнесся ли я к его словам с недоверием. Но я принял их как само собой разумеющееся: кем же и быть Юрке, как не командармом. Я не сомневался, что командармом дыгай станет непременно.
Я очень хорошо представлял его на коне, с шашкой наголо, несущимся впереди рассыпавшейся по полю неисчислимой конницы.