«Как преодолеть пропасть между компьютерной провинцией и цивилизацией?»

8 июля, 2008 Рубрики: Библиотечный мир Автор: Написать автору

Так, именно так и по-прежнему говорят о доступности благ информационного общества в России. Сегодня в пресс-центре «ТАСС-Урал» Елена Григорьевна Дьякова, руководитель Рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по развитию информационного общества, рассказывала о проекте проведения общественных слушаний «Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс?»
Речь уже не только о количестве компьютеров и мобильных телефонов. Внимание смещается к вопросу о том, осознает ли общество потребность в возможностях информационного общества, осознает ли, что словосочетание «информационное общество» описывает нашу повседневность, а не только подразумевает трюки «Матрицы», образы хакерства и взлома.
Предполагается, что в ближайшие годы в России весь документооборот будет осуществляться при помощи объединенных баз данных о гражданах и сети Интернет. Сдача документов в ВУЗ, получение паспорта, справки, консультации чиновника и т. п. — все станет возможно через электронную почту или информационные киоски. Осталось только подкрепить это новыми законами, преодолеть «лоскутную информатизацию» и «межведомственную разобщенность» (и библиотек в том числе), но главное — мотивировать граждан, чтобы они сами создавали это новое, более комфортное пространство общения с властью и друг другом. Хотя бы осваивая компьютер.

7 комментариев к заметке '«Как преодолеть пропасть между компьютерной провинцией и цивилизацией?»'

  1. Ксения пишет,

    8 июля, 2008 в 15:58

    Да, причем, конечно, особенно важно осваивать новое информационно-коммуникативное пространство людям среднего и старшего возраста, поскольку для детей и молодежи сейчас это, по большому счету, не проблема — азы медиаграмотности включены уже, кажется, во все школьные программы.
    И здесь библиотеки (по крайней мере у нас в городе) выступили с инициативой — в МОБе и в некоторых районных библиотеках Екатеринбурга проводятся бесплатные занятия для пенсионеров по обучению работе на компьютерах.
    В Белинке периодически проводятся курсы по обучению работе с библиотечными и научными базами данных для библиотекарей области.
    Конечно, хорошо бы, чтоб эти инициативы расширялись, поддерживались и отдельно финансировались «сверху»…

    + ссылка в тему : http://malaya-gercenka.livejournal.com/8049.html

  2. Марина пишет,

    8 июля, 2008 в 16:48

    Об этом тоже много говорили, о неких «тимуровских отрядах» и ланкастерской системе обучения пожилых людей, но опыт библиотек по началу не вспомнили — все же не каждая библиотека проводит такие курсы и количество обучившихся и обучающихся еще очень мало (например, СМИ не воспринимают эту работу как заурядную библиотечную практику).
    И еще, как я вдруг поняла, в деле доступности информационных технологий столкнулись интересы почты и библиотек. Это буквально вопрос о месте: куда направят деньги и где установят информационные киоски.

  3. Ксения пишет,

    8 июля, 2008 в 17:38

    Серьезно.
    Кстати, а что из себя будут представлять «информационные киоски» ? Само название наталкивает, конечно, на определенные образы, но, честно говоря, я о таких не слышала.

    В библиотеках ведется работа по обучению, почта же, действительно, — просто место, точка возможности получения доступа к связи (телефон, телеграф, интернет). У них, на мой взгляд, принципиально разные функции. Открыть пункт доступа к сети и получать за предоставляемые услуги деньги — это почте. Самоокупаемая, можно сказать, коммерческая новация. Здесь будут возникать отношения: предприниматель-потребитель.

    Запустить проект по обучению населения грамотному использованию новых информационных и коммуникационных возможностей в библиотечных центрах — совершенно другое. Отношения в этом случае: обучающая сторона — обучающийся. Важен уже не факт услуги, а научение способам ее эффективного использования. Не что, а как. И вот здесь необходима внешняя финансовая поддержка. Потому, действительно, на альтруизме и «тимуровских» порывах библиотекам в этом деле далеко не продвинуться.


  4. 12 июля, 2008 в 16:03

    Кроме библиотек, работа по бесплатному обучению владению компьютером ведется общественными организациями — в прошлом году Домом Мира и Дружбы был получен грант Президента России для создания ресурсного центра. Центр создан в июне 2007 года. Здесь актив общественных организаций работает на компьютерах, входит в Интернет, получает информацию в электронном виде.
    Но для этого надо было людей научить основам компьтерной грамотности, обучено несколько групп, они сейчас активно используют новые знания. Но опять же, эта работа велась на общественных началах, а на энтузиазме долгое время не продержишься, грант был расчитан только на покупку техники.
    Я знаю, что в «Мемориале» шло обучение работе в Интернете бесплатно.

  5. Рахманова Тамара Васильевна пишет,

    22 декабря, 2009 в 22:58

    Где, конкретно в Екб, можно бесплатно обучиться работе на компьютере и в Интернете

  6. Марина пишет,

    22 декабря, 2009 в 23:37

    Здравствуйте, Тамара Васильевна!
    Если самостоятельно, то и в Белинке: Вы можете приходить в наш Интернет-центр и бесплатно работать на компьютере. Практические знания приходят с опытом. Подробности можно выяснить по телефону (343) 350-15-26
    Если Вы хотите заниматься с преподавателем, то лучше обратиться в Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга, где реализуется проект «И-сеть: дружественный Интернет для пожилых». Телефон их информационно-справочной службы: (343) 358-15-62

  7. Ксения пишет,

    23 декабря, 2009 в 10:55

    Уважаемая Тамара Васильевна! Разрешите Вас поздравить: если Вы смогли найти в интернете этот блог (или конкретно интересующую Вас запись); если Вы смогли оставить здесь свой комментарий; если, получив ответ на свой вопрос, Вы уже приобрели некоторый опыт виртуального общения — то Вы уже вполне можете считать себя начинающим пользователем Интернет. К нам, в Интернет-Центр Белинки, приходят куда менее подготовленные люди — и, через некоторое время, вполне свободно начинают обращаться и с компьютером, и с интернетом. Главное — желание, а все остальное не так сложно, как кажется. Удачи Вам в дальнейшем обучении!

    Дежурный консультант Интернет-Центра ББ