Чистяков И. П. Сибирской дальней стороной. Дневник охранника БАМа.
В русской литературе существует немало книг о системе массового принудительного заключения и содержания времён советской эпохи. Все мы хорошо помним «Колымские рассказы» Варлама Шаламова или «Архипелаг Гулаг» Александра Солженицына. Однако, мы никогда не задумывались о том, что в произведениях этих авторов изображена лишь одна сторона медали.
Особенно это становится понятно после прочтения дневника командира взвода вооруженной охраны («ВОХР») на Байкало-Амурской магистрали Ивана Петровича Чистякова. В нем вохровец Чистяков подробно описывает повседневность одной из самых страшных строек ГУЛАГа. Чудом сохранившийся дневник является бесценным и единственным историческим свидетельством эпохи по ту сторону решётки.Записи дневника датируются 1935-36 годом. Все это время их автор находился в ГУЛАГе. Практически ежедневно и скрупулёзно командир взвода вносит в дневник живые свидетельства того, как проходят серые лагерные будни. В дневнике много зарисовок нечеловеческих условий жизни как самих заключённых, так и тех, кто их вынужден охранять.
Командир взвода охраны — низший командный чин, не дающий практически никаких привилегий, но зато много унизительной ответственности.Иван Чистяков ненавидит свою работу и мечтает только об одном — чтобы это прозябание скорее завершилось. Это обычный человек, ощущающий себя винтиком системы, который, после того, как советская власть достигнет своей цели, будет выброшен за ненадобностью. В стенах лагеря автор чувствует, что деградирует как личность, и нет на свете более одинокого человека. Ведь если даже зэки могут между собой дружить, сопереживать друг другу, командир взвода не может себе этого позволить.
И хотя про автора дневника почти ничего неизвестно, всё же по записям можно составить портрет его личности. По всему чувствуется, то это в меру образованный и начитанный человек, которому становится скучно в среде социальной деградации. У Ивана Петровича Чистякова, человека с таким характерным для России именем отчеством и фамилией, не слишком удачное для того времени непролетарское происхождение. На БАМ его отправили, скорее всего, как человека уже в глазах власти провинившегося.
Адский холод всегда и везде, очень тяжелый климат, отвратительное жилье, отсутствие бани, нормальной еды. Беспокойство, побеги, убийства, Допрос, погоня, докладные, штаб, 3-я часть, волнение и кошмар — вот они, будни комвзвода. Совершенно откровенно автор пишет о том, что испытывает ко всему этому чувство глубокого отвращения. В каком-то смысле это тот же ГУЛАГ, описываемый Солженицыным или Шаламовым, больше похожий на аналитический взгляд со стороны.
То, что до наших дней дошли записи бывшего сотрудника лагеря, литературоведы называют настоящим чудом. Во-первых, «по ту сторону решётки» записей о происходящем за кадром никогда не вели, все зверства лагерей потом опишут выжившие зэки. Во-вторых, не совсем понятно, как дневник вообще сохранился, в том числе, сохранились и иллюстрации автора в тетради к своим записям, а также единственное фотосвидетельство с изображением автора и краткой информацией о том, как в дальнейшем сложилась его жизнь.
Известно, что Иван Чистяков репрессирован в 1937 – 1938 гг., а в 1941 году погиб на фронте в Тульской области. Он стал такой же жертвой бездушной советской машины, как и тысячи заключённых, которых он охранял. Однако, этому простому человеку было суждено стать исторически важным свидетелем своего времени и донести до потомков достоверную информацию о происходящем в лагерях ГУЛАГа.