Трошихина Е. Сосуд и зеркало
В последнее время в России возникает всё больше последователей такого метода психотерапии как песочная терапия. В различных городах появляется всё больше центров, специализирующихся на методиках песочной терапии, возникают и современные методики, построенные на использовании новейших нанотехнологий, например, интерактивная песочная терапия. Но мы остановимся на истоках данного метода.
Первые психотерапевтические методики с песком появились ещё сто лет назад. В 20-х годах XX века Маргарет Ловенвельд, специалист Лондонского института детской психологии, разработала «технику мира» — аналог современной «песочной терапии». В 1950-х годах Дора Калфф, швейцарский аналитик юнгианской школы, развила эту технику, назвав её «Sandplay». Сейчас большинство терапевтов и аналитиков используют в своей работе понятие «песочной терапии».
Теоретическим основанием песочной терапии является аналитическая психология, разработанная К.Г.Юнгом. Юнгианский анализ вовлекает личность в процесс исследования психики в целом, в процесс, связанный с прошлым, настоящим и будущим, и ставит своей целью индивидуализацию, достижение человеком целостности.
Обычно психотерапевты работают комплексно со всеми возможными инструментами — сновидениями, тестами, ассоциациями, фантазиями, рисунками и с песком. В песочной терапии используются один или два подноса с песком (для сухого и мокрого песка) и множество символических и архитипических предметов, представляющих всё то, с чем человек встречается в жизни — фигурки людей, животных, мифиологические фигурки, предметы и символы цивилизации и природы и т.п. Многие из них сделаны натуральных материалов, чтобы пациенту было легче приобщиться к природному началу.
Пациент выбирает любые фигурки на свой вкус и располагает их на песке, создавая свою картину. В дальнейшем эти фигурки смогут показать пациенту универсальные истины, прояснить его личный миф. И пациент, и терапевт получают возможность исследования сознательного и бессознательного мира создателя песочной картины.
Таким образом песочная терапия позволяет:
— общаться с миром и самим собой;
— снимать внутреннее напряжение, воплощать его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития;
— прикасаться к глубинному, подлинному «Я»;
— облегчать блокированные или «затемнённые» части души, объяснять и раскрепощать их, обнажая всё то, что заблокировано вербально;
— восстанавливать свою психическую целостность, собирать свой уникальный образ, картину мира.
Юнгианская терапия создаёт «священное пространство», в котором трудные чувства и болезненные события могут быть обдуманы, изменены и приняты. Юнг полагал, что ключ к излечению психики пациента — в исцелении его души, ведь «потеря души» приводит к жизни, которую невозможно прожить.
Песочная терапия отсылает к миру детства и позволяет отыскать самые закрытые или давно забытые переживания. Ведь в детстве все дети проводили много времени в песочнице, строя песочные замки и фигурки из песка. При построении композиций на песке возрождается способность людей создавать символы, а в наиболее трудные времена творческая игра вновь приводит в движение врождённый потенциал к развитию, служит психологическому обновлению.
Многие пациенты, воспринимая песочную терапию как забаву, начинают работу с песком непринуждённо и с чувством безопасности. Благодаря этому клиент позволяет раскрыть свой внутренний мир и войти в сферу, где разворачивается процесс развития.
В настоящее время метод юнгианской песочной терапии широко изучается в рамках аналитической психологии. Для изучения метода на базе Института песочной терапии в Ирландии и Санкт-Петербурге было создано профессиональное сообщество «Ассоциация юнгианской песочной психотерапии». Ежегодно представителями сообщества проводятся обучающие семинары, лекции, идёт активный обмен опытом специалистов двух стран.
В книге обобщён научный опыт изучения юнгианской песочной терапии, представлено теоретическое понимание природы и значения терапевтических взаимоотношений, детально и скрупулёзно описаны метод песочной терапии и теоретические положения юнгианской психологии о природе символа, структуре психики и т.д. Представлены взгляды психоаналитиков других школ, необходимые для понимания песочной терапии.
Также книга содержит практические рекомендации по оснащению кабинета, сбору коллекции фигурок, проведению сессии. В издании описаны клинические случаи и приведены фотографии песочных композиций клиентов в качестве иллюстраций к представленным темам.
Особое внимание уделено описанию создания терапевтических отношений, открывающих пути исцеления и личностного развития. Метафорой этих отношений, да и самой сути песочной терапии, по мнению автора, являются сосуд и зеркало.
Автор книги признаётся, что написание книги стало результатом личной увлечённости юнгианским анализом и песочной терапией, результатом многолетнего опыта терапевтической работы с детьми и взрослыми. На страницах книги автор попыталась передать особенности и возможности этого метода, его бережное и уважительное отношение к уникальности каждой души и многообразию человеческих судеб.
Трошихина Е.Г. Сосуд и зеркало. Развитие эмоционального ресурса личности в психологии. — Спб. : Питер, 2014. — 256 с.
2371429-КХ
Приобрести книгу можно здесь
Скачать книгу можно здесь
Метки: Песочная терапия, психология, Психотерапия