Кундера М. Искусство романа
Сборник эссе Милана Кундера «Искусство романа» представляет собой собрание текстов, созданных литератором в период между 1979 и 1985 годами. Впоследствии тексты были объединены в одну книгу, которая вышла в Европе ещё в 1986 году, но впервые была опубликована на русском языке лишь три года назад.
Теоретическое исследование известного классика, автора таких шедевров как «Невыносимая легкость бытия», «Вальс на прощание», «Бессмертие» и др., представляет несомненный интерес для искушённого любителя западной литературы. Книга состоит из семи глав, в которых на основе творчества ключевых европейских авторов Кундера описывает личную концепцию классического европейского романа.
Сам писатель признаётся, что все размышления, представленные в книге, это «размышления практика». По мнению Кундеры, произведение каждого романиста содержит некое имплицитное видение истории романа, представление о том, что есть роман. Именно это представление о романе, присущее и его собственным произведениям, автор попытался выразить в своих эссе.
Кундера говорит о романе, не как о структуре и форме повествования, а как о способе человеческого существования, которое неразрывно связано со временем и историей. Автор описывает работу с трактовкой истории на примере собственных рабочих приёмов, используемых при написании романов:
— все исторические обстоятельства излагаются максимально экономно. «Я поступаю с Историей как театральный художник, который обустраивает абстрактную сцену, обставляя ее несколькими предметами, необходимыми для действия», — сообщает писатель в одном из интервью.
— из всех исторических обстоятельств автор принимает во внимание лишь те, что создают для его персонажей некую показательную экзистенциальную ситуацию.
— историография описывает Историю общества, а не историю человека. Поэтому исторические события, о которых говорится в романах Кундеры, зачастую забыты историографией.
— не только исторические условия должны создавать новую экзистенциальную ситуацию для персонажа романа, но история должна сама по себе быть воспринята и проанализирована как экзистенциальная ситуация. Исторические обстоятельства, как правило, представляют собой не задний план, не декорацию, на фоне которой разворачиваются обстоятельства человеческой жизни, они сами по себе человеческие обстоятельства, экзистенциальные обстоятельства в укрупненном виде.
Кундера упоминает, что без знания истории Европы трудно понять саму суть классических европейских романов. «Есть история Европы. С тысячного года до наших дней она переживает одно общее приключение. Мы являемся ее частью, и все наши поступки, персональные или национальные, обнаруживают решающее значение лишь по отношению к ней. Я могу понять «Дон Кихота», не зная истории Испании. Но я не могу его понять, не имея хоть какого-то представления, пусть самого общего, об историческом приключении Европы, например о ее рыцарском периоде, о куртуазной любви, о переходе из Средневековья в Новое время.»
Поэтому в своих эссе Кундера обращается к творчеству многих европейских писателей и философов. Он стоит на почве феноменологической философии, упоминая работы Мартина Хайдеггера и лекцию о кризисе европейского гуманизма Эдмунда Гуссерля. Пишет об искусстве немногословности и полифонии в литературе, приводя примеры из творчества Толстого, Достоевского, Гашека, Пруста и т.д. Кундера вспоминает о романах Рабле, Сервантеса, Стерна, Дидро, Флобера, в одной из глав говорит о пророческом значении Кафки, а другую посвящает Герману Броху. Творчество именно этих авторов стало основой его «личной истории романа».
Книга будет интересна литературоведам, почитателям творчества Милана Кундеры, а также всем ценителям настоящего европейского романа.
Кундера М. Искусство романа : эссе / Милан Кундера ; пер. с фр. А. Смирновой. — СПб : Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. — 224 с. — (Азбука Premium).
2368350-КХ
Приобрести книгу можно здесь
Ознакомиться с текстом книги можно здесь
Метки: Публицистика, Роман