Де Боно Э. Гениально! Инструменты решения креативных задач
В современном быстро меняющемся мире всё чаще возникает потребность в новом мышлении, позволяющем создавать новые идеи и пути развития. От этого зависит не только развитие целого ряда направлений человеческой жизнедеятельности — экономики, искусства, рыночных отношений и бизнеса, но и развитие всего человечества в целом. Ближе всего к решению данной проблемы подошёл Эдвард де Боно — известный британский психолог и писатель, признанный эксперт в области креативного, творческого мышления. В своих книгах, многие из которых стали бестселлерами, он предложил новый подход к творческому, конструктивному мышлению, основанный на концепции так называемого латерального мышления.
Все методы, описываемые Эвардом де Боно, основаны на закономерностях человеческого восприятия как самоорганизующейся системы. Творческое или латеральное мышление рассматривается автором как особый способ обработки информации, позволяющий управлять своим мыслительным процессом. Психолог уверен, что правильно выстроенное латеральное мышление по своим универсальным свойствам мало чем отличается от математического и логического анализа или компьютерного моделирования — это такой же строгий предмет, принципам которого можно обучиться и использовать их для развития новых идей. В книге описаны три обширные области, относящиеся к латеральному мышлению, и каждая из них содержит методы и приёмы, которые можно изучить, освоить и применять на практике:
1) Вызов.
2) Альтернативы.
3) Провокационные идеи.
Автор даёт много различных способов мышления, таких как метод шести шляп, творческой паузы, провокации и др. Эти методы помогают принимать правильные решения в сложных ситуациях.
Один из самых простых и эффективных способов творческого мышления — метод шести шляп. Де Боно выделил шесть основных типов мышления, каждый из которых он обозначил шляпой определённого цвета. В процессе размышления над проблемой человек последовательно может «примерить» на ситуацию каждую из шляп, чтобы в последствии извлечь ценный результат:
— Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
— Жёлтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
— Чёрная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
— Зелёная Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
— Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
— Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Преимущество метода заключается в том, что его можно использовать как индивидуально, так и в группе, на различных уровнях сложности. Такой способ управления мышлением позволяет работать как с детьми, так и с директорами предприятий. Кроме того, метод признаёт значимость сразу всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, включая их в работу по очереди в нужный момент.
Книга состоит из трёх основных глав. Во вступительной главе «Потребность в творческом мышлении» автор учит читателя пониманию природы и логики творчества, воле и стремлению к творчеству. Глава «Инструменты и методы латерального мышления» описывает основные приёмы латерального мышления, которые позволят читателю усилить свои способности принимать правильные решения — как в работе, так и в личной жизни. В главе «Применение творческого мышление» описывается практическое применение конкретных инструментов и методов в конкретных жизненных ситуациях.
Для развития творческого мышления Де Боно советует:
1) Уйдите от клише и установившихся моделей мышления;
2) Сомневайтесь в допускаемом;
3) Обобщайте альтернативы;
4) Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится;
5) Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.
Автор отмечает, что хотя и эту книгу можно использовать как пособие по творческому мышлению, тем не менее основная её цель заключается в том, чтобы научить читателя мыслить творчески. Сам де Боно указывает, что книга предназначается трём категориям читателей:
1) Тем, кто чувствует, что творчество играет всё более важную роль в его жизни, и хотел бы больше узнать о нём.
2) Тем, кто всегда считал себя человеком творческим и хотел бы повысить своё мастерство.
3) Тем, кто не видит в творческом мышлении никакого проку.
Методики де Боно давно получили популярность во всём мире. Наиболее часто они используются в бизнесе и были внедрены в крупнейших международных корпорациях — IBM, Du Pont, Prudential, AT&T, British Airways, British Coal, NTT, Ericsson, Total, Siemens. На сегодняшний день тысячи школ в различных странах мира активно используют программы обучения по методикам де Боно (в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Великобритании, Китае, Индии, Южной Корее и других странах), а ключевые книги де Боно признаны мировыми бестселлерами.
Боно де Э. Гениально! Инструменты решения креативных задач / Эдвард де Боно; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 381 с.
Б2377736
Метки: Бизнес-литература, Деловой бестселлер, Менеджмент, психология, Творчество