О форматах чтения
Мы еще по привычке обсуждаем преимущества бумажных и электронных книг, хотя все аргументы сторон прозвучали, и тенденция очевидна. Есть данные, что доля тех, кто читает только или по преимуществу электронные книги, выросла с 2014 по 2015 год на 30%. И нет причин в этом сомневаться. Если ты хочешь читать больше, ты неизбежно будешь больше читать в электронном виде. Тем более это касается чтения на отдыхе, в дороге – тут уж, по-моему, без вариантов: ридер, планшет, телефон. Или не всегда и не у всех? Конечно, остаются красивые художественные альбомы или вкусные кулинарные книги. Или те книжки детства, любовь к которым неотделима от памяти о картинках и шрифте, о цвете, плотности и запахе бумаги. Вот «Чук и Гек» с иллюстрациями Дубинского или «Сказка о мертвой царевне» с рисунками Дехтерева. Открыть и перенестись в другой мир, где всё ясно и определенно, где есть черное и белое, а у зла нет приятных оттенков.
На той же ностальгической волне я перечитала «Скандинавские сказания о богах и героях» в изложении Юрия Светланова. Там, где у кого-то были Зевс, Афродита и Одиссей, у меня были они – Один, Фрейя и Бальдр, богатырь Сигурд и его женщины. Так вышло, что читала я эти мифы из «Эдды», драгоценное наследие современных исландцев, в ридере. И всё, вроде бы, так же, но ведь и впрямь что-то не так. Какая-то это другая степень близости с текстом. Особенно ощутимая, если когда-то тебя связывали с этим текстом особые отношения.
Роман Александра Григоренко «Ильгет. Три имени судьбы» (короткий список премии «Большая Книга» 2014 года) я тоже читала в электронном виде и не так давно. Но почему-то вспоминаю его с тем же чувством, что некоторые, самые заветные книги своей юности. Мне даже кажется, что я помню иллюстрации, которых не было, настолько это выразительная, пластичная и очень мужская при этом проза.
Две трети книги – фактически волшебная сказка, построенная на мифологии северных народов, в которой происходит много всего страшного и удивительного: огонь обижается и уходит из племени, женщину, покалеченную мужем, спасает и выхаживает волк. И захватывающая история мальчика-сироты, который ищет тайну своего рождения и свое место на земле, преодолевает препятствия, побеждает врагов и добивается любви лучшей из женщин – она тоже вполне соответствует сказочным канонам. Как и должно быть, всё заканчивается хорошо: Ильгет из рода кетов (этот коренной малочисленный народ и сегодня живет на севере Красноярского края) обрел дом и покой. Всё позади. И тут начинается Большая История. И мы узнаем, что у этой сказки есть конкретное время, 1218 год, когда Джучи, сын Чингисхана, предпринял карательный поход по льду Енисея. Конечно, нет никаких документов и достоверных сведений о том, как кеты и другие приенисейские народы, дети природы, пережили это кровавое нашествие. «Дорусская Сибирь, – говорит сам Григоренко, – почти не имеет записанной истории, ее можно только домысливать, опираясь на фольклор». Писатель домысливает и достраивает эту историю тонко и необыкновенно увлекательно. Но книга далеко не исчерпывается ее познавательно-этнографической или приключенческой составляющей. Она еще о том, как иллюзорна та безопасность, которую мы создаем для себя и близких, думая, что это навсегда, что нам удастся пройти своим путем, увернуться от смерча истории. Эта книга и о том, что любой мир, к сожалению, заканчивается. Но пока этого не случилось, надо успеть увидеть его таким, каким он окажется потом, в наших преданиях и легендах, со всеми его бесчисленными чудесами.
Есть в Белинке:
Александр Григоренко. Ильгет. Три имени судьбы // Урал. 2013. №11. С. 10-102. Но это только первая часть романа.
Александр Григоренко. Мэбэт // Новый мир. 2011. №8. С. 8-83. Дебют в большой прозе журналиста из Красноярского края, после которого он проснулся знаменитым.
Светланов Ю. Скандинавские сказания о богах и героях / Юрий Светланов. — М.: Детгиз, 1959. — 238 с. : ил. Почитайте сами и почитайте детям
Инв. номер 930278
9 августа, 2016 в 15:23
Валюша, как же хорошо ты пишешь!
9 августа, 2016 в 16:20
Спасибо, дорогая!
10 августа, 2016 в 13:16
Пора тебе уже составить конкуренцию некоторым творцам — думаю, послевкусие будет что надо))
10 августа, 2016 в 13:18
Золотые слова! (про конкуренцию)
3 сентября, 2016 в 22:29
Я уже настолько привык к электронной книге
Жизнь без нее не мыслю