Читать в ноябре

Все-таки немного странно отмечать 195-летие в пяти  шагах от действительно большого юбилея. Особенно если речь о Достоевском, чей день рождения был 11 ноября. Можно, конечно, лишний раз зайти на его «личный сайт». Но читать его всерьез сейчас вряд ли кто решится, хотя он, безусловно, очень ноябрьский писатель. И потом, Достоевского мы и так вспоминаем и цитируем по самым разным поводам. А про Владимира Ивановича Даля, чей 200-летний юбилей прошел 15 лет назад, можно уже и напомнить. Моряк и крупный чиновник, врач, этнограф и писатель, он больше всего известен как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Именно его день  рождения, 22 ноября, стал Днем словаря.

А еще он составил сборник «Пословицы русского народа», куда вошли более тридцати тысяч не только пословиц, но и прибауток, примет, поговорок, загадок. И вот эту замечательную книгу можно читать и в ноябре, и круглый год. Она не может наскучить, ее невозможно исчерпать – ведь она не просто дает представление о неисчислимых богатствах русского языка, но и содержит какие-то самые глубинные, самые важные вещи про нас. «Пословицы» – удивительно современная книга и по сути, и по структуре. Множество очень маленьких текстов, дающих повод для миллиона толкований и сгруппированных умным составителем в компактные блоки – это ли не идеал сегодняшнего читателя? Можно читать ее разными способами, в любой последовательности, по темам (Работа – Праздность, Болтун – Лазутчик и пр.) или открывая наугад на любой странице. Можно использовать ее как путеводитель по русской жизни и душе, как гадательную Книгу перемен, как утешительное чтение на ночь. Татьяну Козьмину пословицы вдохновили на серию дивных рисунков. А Елена Герчук сделала книгу, которую можно читать и рассматривать с детьми.

Идеальная современная книга вообще старается быть многоадресной и многослойной, чтобы и большие и маленькие находили в ней что-то свое. Взрослые становятся фанатами подростковых саг, мама и дочка вместе ждут нового «Гарри Поттера», раскрашивают раскраски (каждая свою), читают «Дом странных детей», «Дом, в котором…» или Мураками. Современные писатели упражняются в жанре сказок для взрослых, специалисты по Мандельштаму пишут комментарии к детским бестселлерам советской эпохи. Взрослые премии придумывают детско-юношеские номинации. Толстые журналы ведут детские рубрики, выпускают альманахи для семейного чтения и предлагают подробные обзоры детских книг (Здесь тот же автор, Сергей Сдобнов, дает еще несколько рекомендаций). Новый, 10-й, выпуск «Октября» весь посвящен современной литературе для детей и подростков. Вы найдёте и тексты самых популярных авторов, и размышления, и эссе. В очередном «Знамени» нет ни детских стихов, ни прозы, но идет взрослый разговор о детстве, своем и чужом.

Нет, по-моему, уже ни одного модного детектива или тем более мелодрамы, где сюжет прямо или опосредованно не строился бы вокруг детской темы: «Девушка в поезде», «Пока ты не спишь», «Немой крик», «Последний шанс». Продолжите сами? Дети пропадают, их подменивают, их страстно желают, любят, используют, не хотят отпускать. Дети вырастают, борются с родителями, ищут настоящих родителей, сами становятся родителями и все равно остаются прежде всего детьми, бесконечно проживающими и изживающими свое детство. То же самое творится и в так называемой серьезной литературе: отцы и дети тоже снова и снова бередят свои раны и проясняют отношения. Вот «Детская книга» Антонии Байетт, главная героиня которой, детская писательница, сочиняет особую сказку для каждого из своих детей, но любить по-настоящему может только одного. Вот «Немцы» Александра Терехова, где жизнь героя сводится к смертельной борьбе за дочь с бывшей женой. Именно тоска по ребенку – не любовь к женщине, не стремление к власти, не жажда творчества – оказывается «таинственной страстью» современного мужчины.

Или вот тот самый телехит ноября, который все обругали и все посмотрели. На обсуждении Зоя Богуславская вскользь заметила, что те, кого она знала, никогда не ходили толпой. И были очень скрытными в том, что касалось личных отношений. Но то исторические персонажи, а герои «Таинственной страсти» – это  же действительно просто дети, для которых промолчать о чем-то важном совершенно немыслимо. Они разве что по радио не сообщают о том, с кем у них роман, а уж если это роман с женой известного человека – так оно и вовсе приравнивается к подвигу! Их идеальный мир – это мир без взрослых. Если взрослые здесь и появляются (скучный муж, злобный муж, тёща с каменным лицом, запуганный начальник), то лишь для того, чтобы ущемить свободу этих прекрасных детей и своими кознями хоть как-то продвинуть сюжет. Они раздражают так, как могут раздражать взрослые только в детстве, когда ты вынужден жить в их доме и терпеть их поучения, когда так мучительно тоскуешь по какой-то волшебной  свободе и знаешь, что она тебе пока не по зубам… Может быть, здесь и прячется причина абсурдного обаяния этого фильма? Потому что его создатели, пытаясь рассказать про людей из 60-х, нащупывают какие-то интересные рифмы и проговариваются про нас. Про наше время с его искренностью и цинизмом, всеобщей завороженностью детским миром и жаждой такой свободы, какой не бывает.

В развитие темы (из того, что есть в Белинке):

Григоренко А. Потерял слепой дуду / Александр Григоренко // Октябрь. 2016. №1. Повесть о глухонемом мальчике, за которую  автор получил премию Ясная Поляна.
Даль В. И. Пословицы русского народа: сборник. – М. : Русский язык Медиа, 2004. — 815 с.
Инв. номер Б2266213-КХ. Это последнее издание «Пословиц» в Белинке, а первое датировано 1879 годом.
Коэн Л. Грех или [Блистательные неудачники] /Леонард Коэн. — Москва : РИПОЛ классик, 2008 — 400 с. Инв. номер 2302923-КХ. Один из романов канадского музыканта и писателя, умершего 10 ноября — духовного гуру «поколения искренних».
Русские дети: 48 рассказов о детях /сост.: П. Крусанов, А. Етоев. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2013. –  797 с.
Инв. номер 2368101-КХ(А). Рассказы самых заметных современных писателей, от Петрушевской до Матвеевой.

3 комментария к заметке 'Читать в ноябре'

  1. Нажежда пишет,

    21 ноября, 2016 в 16:15

    Ну хорошо про «Таинственную страсть»!

  2. Надежда Петровна пишет,

    21 ноября, 2016 в 16:22

    Мне понравилось про таинственную страсть, тонко!

  3. Валентина пишет,

    21 ноября, 2016 в 17:25

    Очень приятно, что оценили!