Не только детектив, или Больше чем детектив


Среди бесчисленных вещей, которые раньше были лучше, важное место занимают детективы. Во-первых, там не было такого количества маньяков. Сомерсет Моэм считал, что если в романе больше двух убийств – «это резня, и по мере того как одна насильственная смерть следует за другой, вы уже не содрогаетесь, а смеётесь». Сегодняшние мастера снисходительно посмеются над самим Моэмом: «Всего два убийства? Это вы так шутите?». Во-вторых, когда-то в этом жанре работали не только унылые скандинавы (Несбё, Лэкберг, Кеплер, Карин Фоссум, список бесконечен), которых хлебом не корми, а дай создать «неповторимую атмосферу».

Мастера былых времён не стремились во что бы то ни стало вставить в повествование страдающего ребёнка или представителя нетрадиционной ориентации. Не протаскивали контрабандой свои мысли про всё на свете, от политики до декорирования стульев. Не позволяли себе открытых, висячих финалов. По крайней мере, не злоупотребляли ими.

Случалось, что в детективном жанре пробовали себя серьезные авторы, и это всем шло на пользу. Читатели получали образцы достойной и увлекательной прозы, которую приятно вспомнить и не стыдно перечитать. Писатели совершенствовались в умении рассказывать истории, а сам жанр приобретал респектабельность и лоск, обогащался идеями, интонациями, иронией.

Конечно, детектив – это всегда своеобразный тест для автора: умеешь ли ты придумать и развить интригу, выстроить сюжет, грамотно развесить ружья и ловко развязать узлы? Умеешь ли (к вопросу об атмосфере) несколькими неуловимыми штрихами создать ощущение непредсказуемого и невероятного мира, в котором любой из нас, при определенных обстоятельствах, может выступить в роли детектива? Наверное, каждый хороший писатель в каком-то смысле детективщик. Но настоящее чудо — когда хорошего писателя встречаешь среди профессиональных сочинителей детективных историй.


Девять детективов (или почти детективов), которые можно читать, не теряя самоуважения

Дю Морье Д. Не позже полуночи  / Дафна Дю Морье. – Л.: Лениздат, 1989. – 575 с. Инв. номер 2109618. Что касается романов, Дафна Дю Морье так и не прыгнула выше прекрасной во всех отношениях «Ребекки». А рассказы (скорее это даже маленькие повести) у нее есть очень хорошие, глубокие, тонкие, страшные: «Без видимых причин», «Доля секунды», «Не оглядывайся».
Дюрренматт Ф. Избранное: В 2 т. Т.1: Авария; Судья и его палач; Подозрение; Обещание; Правосудие / Фридрих  Дюрренматт. – Киев : Фита, 1995. – 507 с. Шифр 84(4Швейц); Авторский знак Д974; Инв. номер М2190872-ЕФ. Больше всего выдающийся швейцарский писатель известен своими пьесами, но его парадоксальная и мрачная детективная проза тоже имеет множество почитателей. Особенно последний роман, над которым он работал почти тридцать лет – «Правосудие». Мир непознаваем, нет единой правды – не самая, казалось бы, правильная основа для детектива. Но в исполнении большого художника это выглядит вполне убедительно.
Жапризо С. Дама в очках и с ружьем в автомобиле / Себастьян Жапризо // Современный французский детектив. – М.: Прогресс, 1977. – 512 с. Инв. номер 1687562. Дани должна отогнать в гараж чужую машину, а вместо этого решает прокатиться к морю, где никогда не была. И вот она едет к морю – и на каждом шагу встречает свои собственные следы. Самые разные люди говорят, что уже видели ее прошлой ночью…  В идеальных детективах всегда так: главная загадка  не в том, что случилось и кто убил, а в том, кто мы на самом деле. Есть другие и издания, и переводы, но мне нравится именно этот сборник. Два других романа, которые в него включены, тоже всё время хочу перечитать.
Кристи А. Пять поросят / Агата Кристи // Кристи А. Сочинения: В 7 т. Вып. 2, Т. 6. – М. : Наука, 1992. – 299 с. (Библиотека детектива). Инв. номер 2159023-КХ. К Пуаро обращается девушка, мать которой много лет назад была осуждена за убийство мужа. Мать давно умерла в тюрьме, но оставила для дочери письмо, где заверяет ее в своей невиновности. Теперь Карла просит великого сыщика расследовать то убийство. Одна из лучших, по-моему, книг Агаты Кристи и дивная экранизация – с солнцем, цветами, гипнотической музыкой Эрика Сати и Эйданом Гилленом, ещё не ставшим звездой «Игры престолов».
Лем С. Расследование / Станислав Лем // С. Лем. Собрание сочинений.: В 10 т. Т.1. – М.: Текст, 1992. – 416 с. Инв. номер 2167091-КХ. Автор «Соляриса» между делом написал пару очень своеобразных детективных историй. «Расследование» –  о загадочном исчезновении трупов в английской глуши. Есть еще «Насморк», который я нашла у нас только в журнале «Знамя» за 1978 год (№ 4–5). Гибель двенадцати туристов в Неаполе — это, казалось бы,  просто чудовищное совпадение. Но, разумеется, всё далеко не так просто.
Леблан М. Арсен Люпен против Херлока (не опечатка!) Шолмса / Морис Леблан // Библиотека классического зарубежного детектива: В 14 т. Т.4. – М. : Мол. гвардия, 1991. – 560 с. Инв. номер 2156392. Морис Леблан считается одним из родоначальников французского детектива. Его истории об Арсене Люпене, циничном и обаятельном воре-джентльмене, были чрезвычайно популярны в начале ХХ века, а сейчас приобретают дополнительную ретро-прелесть. В этой же книге – одно из произведений Пьера Сувестра и Марселя Аллена  о другом знаменитом преступнике, Фантомасе.
Моэм У. С. Эшенден, или Британский агент: рассказы  / Сомерсет Моэм. – Москва : АСТ, 2009. – 317 с. (Книга на все времена). Инв. номер 2310238-КХ. Собственно детективов Сомерсет Моэм, кажется, не писал, но ближе всего к детективному жанру вот эта книга.  В каждой  истории есть и тайна, и приближение к ее разгадке. Не забудем и про стиль. Как известно, Моэм поработал на британскую разведку, а в 1917 году побывал со специальным заданием в России.
Овалов Л. С. Голубой ангел / Лев Овалов. – [М.] : Ад Маргинем [2004]. – 187 с. (Атлантида. 012) Инв. номер с2258744-КХ. «Изящная шпионская повесть» советского писателя Льва Овалова из его легендарного цикла о майоре Пронине. Предвоенная Москва, борьба разведок, разговоры об армянском коньяке и модной музыке, характерные детали быта, воздух эпохи. Плюс история с похищенными секретными чертежами.
Чапек К. Рассказы / Карел Чапек. – М. : Правда, 1982. – 414 с. Инв. номер с1859348. «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана».  Непритязательные по видимости новеллы, каждая из которых содержит простенькую загадку и ее стремительную разгадку. Самая известная история – про поэта, ставшего главным свидетелем дорожного происшествия. Мир не идеальный и не идиллический, но какой-то удивительно обаятельный и даже уютный. Каким и бывает мир до войны.

2 комментария к заметке 'Не только детектив, или Больше чем детектив'

  1. Owl пишет,

    9 августа, 2017 в 14:15

    Прекрасная статья! И как верно то, что современный детектив, увы, вынужден «дышать» в спину всеобщей толерантности, подгоняясь под жесткие рамки того, чтобы «никого не обидеть». А если автор не уложился в заданный стандарт — то вряд ли сможешь снискать всеобщую приязнь публики, которая, как и карандаши в упаковке — вся разная, но при этом почему-то преимущественно шоколадных и синих оттенков 🙂 И про висячие финалы тоже верно — нагнетание «атмосферности» и интриги, которая в итоге ничем не разрешается, это, по-моему, худший, простите, «слив» произведения из всех возможных.
    Про себя лично скажу, что благодаря этому очерку точно прочту Жапризо «Дама в очках и с ружьем в автомобиле», ибо человечная суть в интересной «закрутке» весьма интригует)

  2. Валентина пишет,

    9 августа, 2017 в 14:23

    Как все-таки приятно, когда тебя так правильно понимают! Спасибо, Лена