Обреченная добродетель: о «Монахе» М. Г. Льюиса

14 августа, 2017 Рубрики: Книжные истории Автор: Написать автору

https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_matthew_gregory_lewis_by_henry_william_pickersgill.jpg

Мэтью Грегори Льюис (1775-1818гг.) – признанный английский писатель и драматург, чьи рассказы и пьесы имели невероятный успех у его современников. Писал он на рубеже XVIII – нач. XIX вв., и весьма удачно попал в тот период, когда публика уже несколько устала от вышколенного и начищенного до блеска классицизма, а потому была готова к принятию всего необычного и отклоняющегося от заданных этим стилем стандартов в литературе.
Будучи по основному роду своей деятельности дипломатическим атташе, Льюис, тем не менее, страстно любил выдумывать всяческие истории, и талант его был таков, что ставившиеся на театральной сцене пьесы его авторства имели большой успех, а зрители каждый раз с нетерпением ждали его нового произведения.

Написанный им всего за десять недель в 1795 (издан в 1796) году, в возрасте 19-ти лет (вот уж где гений) готический роман под названием «Монах» имел феноменальный успех не только в консервативной Англии, но и во Франции. Там тема противоречивости монашеской жизни была особенно актуальна благодаря еще одному сенсационному произведению – «Монахине» пера Дени Дидро, вышедшей уже после смерти автора в тот же год, что и роман Льюиса.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_4215549.png
Внешняя оболочка «Монаха» М. Г. Льюиса – это мрачный романтизм, усиленный не только за счет самой темы искуса гордого священнослужителя, но и часто встречающихся на его страницах народных романтических немецких баллад, придающих всему роману ореол некоей фольклорности и, в некоторых местах, даже легендарности происходящего. Однако внутреннее его наполнение благодаря нескольким сюжетным линиям можно разделить на два уровня: первый – чисто сатирический, изобличающий порочные нравы служителей церкви. Причем изобличение это весьма тонкое и построено больше на психологическом эффекте от поступков главных героев, нежели на явном их осмеянии.

Второй уровень вскрывается непосредственно во второй же половине романа, где перед глазами читателей разворачивается уже самая настоящая сверхъестественная драма, события которой не могут оставить равнодушными хотя бы потому, что такого их развития, какое показано М. Г. Льюисом, до самого их конца никак не ожидаешь. Мастерство автора проявляется в умении управлять предчувствиями читателя, когда последний лишь еще только надеется на определенное развитие сюжета и эмоционально готовится к одному – и автор, словно бы заранее предугадав это его движение и не свернув с намеченного пути, разворачивает все же историю таким образом, что в конце невольно восклицаешь: «Нет, ну а как так-то!?».
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_lewis_-_le_moine_maradan_tome4_1811.jpg
Вообще, что касается сюжета, «Монах» — роман динамичный и интересный. Здесь есть несколько сюжетных линий, что называется «на любой вкус». Это и испанская мелодрама под горячим солнцем Мадрида, касающаяся непростого пути к счастью дворянина дона Лоренцо де Медины и Антонии, девушки из древнего, но обедневшего рода. И история несчастной Агнесы, героини, обреченной на монашество из-за суеверий родителей и подвергшейся страшным испытаниям по вине главного героя книги – настоятеля капуцинского аббатства, «святого» пастыря Амбросио. И, конечно, история грехопадения самого Амбросио, начавшаяся задолго до того, как в его жизнь вошла умная и коварная красавица-послушница Матильда. Эта сторона книги полна мистики и присущих готике роскоши и ужасов, причем как сверхъестественных, так и вполне себе человеческих – связанных с извращенным сознанием монаха.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_monk.jpg
Вместе с тем, в «Монахе» заложен глубокий нравственный посыл, касающийся чистоты человеческой души в том ее понимании, как могут мыслить люди прогрессивные, не скованные рамками догматического мировосприятия. Суть его в том, что никакая добродетель не может считаться таковой просто потому, что ее представляет человек в монашеской рясе, особенно же, если человек в монашеской рясе никогда в жизни не изведал соблазнов порока.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhdhndhnfdhdh.jpg
По мысли автора, нравственность как положительное христианское качество сама по себе изначально обречена «пасть в миру» и потому непривлекательна. Ценность ее заключается как раз в том, чтобы постоянно, в течение всей своей жизни сталкивать ее с мирским злом, ненамеренно, но путем естественного противостояния всем возможным человеческим соблазнам. Лишь тогда, когда человек находится в непосредственной борьбе за свою душу – эта душа и приобретает все те эмоциональные компоненты, которые, складываясь, порождают ту самую нравственность. И это замкнутый круг, так как чем сильнее человек сопротивляется и чем сильнее закаляет и совершенствует он в этой борьбе свою душу – тем привлекательней становится она для сил зла, и тем сильнее дьявол желает заполучить её, посылая человеку все новые и новые искусы.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhndhdhdhny.jpg
Герой же М. Г. Льюиса, аббат Амбросио, не только не пытался противостоять козням дьявола до тридцати лет, запершись в монастыре и посвятив все свое время изучению догматизма (чем пестовал в себе один из самых страшных грехов – гордыню), но и с радостью, если можно так выразиться, «рухнул в объятия порока» почти сразу, как только ему представилась такая возможность. Та краткая и хилая борьба внутри него, которую читатель изредка наблюдает на страницах романа, несет на себе как раз таки сатирическую окраску, так как, делая выбор между наслаждением и отречением, Амбросио всегда с легкостью выбирает первое.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhoedhndhdhnoedhdh.jpg
Для монаха главное, чтобы его «добродетельная слава святого человека» была надежна и непоколебима, а все, что творится под тенью этой самой славы – уже сугубо его, Амбросио, дело и потому не должно никоим образом выйти на поверхность. Автор также резко критикует систему монастырского образования, которая с самого начала подавляла развитие положительных качеств ума и души Амбросио и которая сама «забирать душу» умеет ничуть не хуже темноликого властителя Преисподней.

Таким образом, лицемерие и двурушничество с каждым разом толкают героя на все новые и новые преступления, окончательно вытесняя из него те крохотные крупицы честности и милосердия, которые в нем возможно когда-то и были. Его «обреченная добродетель», не тренированная в схватках с земным злом, с легкостью переходит на сторону этого самого зла, угодливо подчиняясь горячечной и сладострастной натуре священника. Даже финальная сцена продажи души Амбросио дьяволу не выглядит торжественной и пугающей, напротив, все делается быстро и суетливо, впопыхах.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhoedhdhdhndhdhny.jpg
Герой совершает своё самое главное преступление против бога (не скажу «страшное», потому что до этого были именно такие поступки) также грязно, как он делал это с людьми и потому получает за него достойную его деяний и умыслов «награду». Сам же дьявол выступает здесь не в качестве злой силы, насильно отбирающей душу у несчастного оступившегося человека – но в качестве карающего меча высшей Справедливости, а потому и не воспринимается читателем как отрицательный персонаж.

Для интересующихся:

Льюис М. Г., Монах : роман. — Москва : ACT : Астрель, 2010. — 444, [1] с. ; 16 см. — (Классическая и современная проза). Формат М; Инв. номер 2325675-КХ;
Дидро Д., Монахиня
Инв. номер 1550993-ЕФ;
Инв. номер 1551099-КХ;
Акунин Б., Пелагия и белый бульдог. Пелагия и черный монах. Пелагия и красный петух : [романы]. — Москва : АСТ : Астрель, [2010]. — 846,[2] с. ; 22 см.
Инв. номер 2332353-КХ; Наверное одно из самых известных произведений популярной литературы, где главный герой – рьяный служитель церкви и просто очаровательная сыщица в одном лице.

2 комментария к заметке 'Обреченная добродетель: о «Монахе» М. Г. Льюиса'

  1. Ирина пишет,

    16 августа, 2017 в 0:39

    Прекрасный роман, хорошо, что сравнили его с «Монахиней» Дени Дидро т.к тема у них по сути одна — изуверства священников над простыми людьми. И доверчивость Антонии по отношению к монаху это ярко показывает. Есть неплохая экранизация с Венсаном Касселем.

  2. Owl пишет,

    16 августа, 2017 в 10:20

    О, да — и очень жаль, что изуверства эти являлись в те времена стабильно практикующимися 🙁 Слышала про экранизации, но ни одной не видела — теперь посмотрю, спасибо)