Электронная библиотека Белинки — фотографам

19 августа отмечается Всемирный день фотографии в память об историческом событии. В 1839 году общественность узнала о появлении дагерротипа, прототипа фотографии. Несмотря на то, что метод создания отпечатков изобрёл Луи Жак Манде Дагера, патент на инновацию выкупило правительство Франции, которое потом провозгласило изобретение учёного «подарком миру».

У СОУНБ им. В. Г. Белинского тоже есть подарок миру к грядущему празднику. В «Электронной библиотеке Белинки» опубликованы новые документы в коллекции «Фотодело», о которой мы рассказывали в сентябре. Оцифровано и добавлено ещё 19 дореволюционных изданий. Сейчас с редкими книгами из фонда Белинки могут познакомиться любители фотографии со всего мира – для этого необязательно посещать библиотеку, достаточно лишь доступа в интернет. И не стоит думать, что технологии шагнули так далеко вперёд, что ничего интересного в пухлых старых томах найти не удастся. Открываем на любой странице – получаем бесценный совет по фото в Instagram. Честное слово!

В Год экологии, например, популярно постить фотографии животных из путешествий по миру или ближайшего контактного зоопарка. В пособии «Охота с камерой: фотографирование живой природы»  авторы С. Бутурлин и А. Ивашенцов делятся актуальными секретами по съемке птиц. Каких только способов перехитрить пугливых пернатых моделей они не предлагают! Закрепить камеру в ветвях, оставить в лесу фальшивый фотоаппарат для привыкания, спрятаться или имитировать уход. Страх птицы перед камерой авторы объясняют тем, что объектив похож на огромный, живой, пристально уставившийся глаз – кто бы тут не испугался? Но именно в поисках взаимопонимания с природой и видится задача фотографа-анималиста – что сто лет назад, что сегодня.

На прошлой неделе лента Instagram буквально взорвалась снимками лунного затмения, которое пытался запечатлеть каждый второй. В книге Ф. Кениссе «Астрономическая фотография: практическое руководство для любителей астрономии» немало информации для фотолюбителей, влюблённых в космос. Так, снимая затмение, стоило использовать светосильную технику и отказаться от зума – чем сильнее приближение, тем хуже качество. И вообще для приличного результата неплохо бы иметь телескоп. Пожалуй, для мобилографии стоит выбрать жанр попроще.

Например, портрет. Многие согласятся, что самое сложное при съемке друзей – не выставить экспозицию (мануальный режим камеры прекрасно справляется сам), а уговорить их сделать лицо одновременно весёлое, дружелюбное и естественное. П. Дементьев в пособии «Практическое руководство к новейшей фотографии» дают несколько советов моделям и фотографам: как выбрать ракурс, положить руки, повернуть голову. Есть несколько особых секретов: например, если предложить человеку встать в дверном проёме или садовой арке, в кадре появится глубина, которая сделает портрет интереснее. Или вот: фотографируясь в саду, не стоит выбирать в качестве фона листву деревьев – часто она бликует, на снимке образуются некрасивые белые пятна.

Большое внимание в книгах уделено технической составляющей: пластинки, реактивы, проявление, печать снимков. Даже если применять на практике эти знания не придётся, профессиональным фотографам, конечно, стоит внимательно изучить опыт прошлого, ведь история формирует инновации. В одной из книг коллекции упоминается большая редкость – секретная камера для ношения под жилетом, позволяющая вести тайную съемку. Думали ли наши прадеды, что спустя почти двести лет у каждого в кармане будет подобное устройство?

Мы привыкли относиться к фотографии как к развлечению: социальные сети, сотни снимков с отпуска, фотосессия к любому значимому событию. Но пособие Е. Буринского «Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею» напоминает нам о том, что фотоснимок может являться и серьёзным свидетельством, решающим судьбы людей, проливающим свет на запутанные юридические дела. В статье, посвящённой судебной фотографии, ставится вопрос о важности работы специалиста – не любого человека, умеющего пользоваться камерой, а именно фотографа-эксперта, обладающего необходимыми знаниями. Зачастую, гласит текст, снимок с места происшествия делается первым попавшимся свидетелем, а то и самим следователем. Некачественные иллюстративные материалы к делу только усложняют его, а статей и тем более специализированных книг по судебной фотографии крайне мало. Отсюда проблема: отрасль не развита, а острая необходимость в экспертах есть. Поразительно в статье то, что она снабжена фотографиями – примерами тех самых неудачных снимков с места убийства, и они очень натуралистичны.

Коллекция хранит ещё немало интересных пособий и документов. Предлагаем ознакомиться с ней самостоятельно. Чтобы перейти к чтению книг по фотделу, необходимо выполнить следующий путь со стартовой страницы «Электронной библиотеки Белинки»: Главная страница – Раздел «Тематические коллекции» – Подраздел «Техника. Технические науки» – Коллекция «Технология древесины. Производства легкой промышленности. Домоводство. Бытовые услуги. Полиграфическое производство. Фотокинотехника».

Список новых документов:

  1. Буринский Е. Ф. Судебная экспертиза документов, производство ее и пользование ею (1903)
  2. Монкговен Д. ван Полное руководство к фотографии (1876)
  3. Мерсье П. Виражи с солями золота (1893)
  4. Новый род лучей (1896)
  5. Евдокимов Б. А. Фотографическая рецептура (1914)
  6. Карпов И. И. Руководство к изучению практической фотографии (1896)
  7. Зенгер Б. Ф. Самоучитель фотографии (1887)
  8. Извлечение из полного прейскуранта склада фотографических принадлежностей Бруно Зенгер и К° (1887)
  9. Дементьев П. М. Практическое руководство к новейшей фотографии (1893)
  10. Дементьев П. М. Практическое руководство к новейшей фотографии (1896)
  11. Евдокимов Б. А. Популярное руководство современной фотографии. Ч. 2. (1915)
  12. Винер О. О цветной фотографии и родственных ей естественно-научных вопросах (1911)
  13. Бобир Н. И. Художественная фотография (1907)
  14. Буякович Г. Н. Стереоскопическая фотография (1905)
  15. Кениссе Ф. Астрономическая фотография (1907)
  16. Ержемский А. К. Самоучитель фотографии на броможелатинной эмульсии и бромохлоросеребряных бумагах (1912)
  17. Бутурлин С. А. Охота с камерой (1912)
  18. Фигье Л. Важнейшие открытия и изобретения по части наук и промышленности (1861)
  19. Данилевский А. Чудеса света (1886)

1 комментарий к заметке 'Электронная библиотека Белинки — фотографам'

  1. Owl пишет,

    16 августа, 2017 в 10:28

    Очень интересная и познавательная статья — спасибо автору. Здорово, что у читателей появилась возможность ознакомиться со столь редкими и в то же время актуальными и сегодня документами той эпохи, к тому же по искусству фотографии — это ведь так увлекательно! Мне самой очень любопытна показалась часть про портретную съёмку и судебную фотографию)