Голсуорси и другие
На этой неделе исполнилось 150 лет со дня рождения Джона Голсуорси, одного из самых по-человечески привлекательных и популярных в России английских романистов. Не так часто, даже в те времена, встречались в литературе настолько безупречные джентльмены. И проза у него такая же – прекрасно воспитанная, добросовестная, благородная. Он писал изящные повести («Цвет яблони»), умные эссе («Этюды о странностях»), чувственные романы («Тёмный цветок»), пьесы и стихи. Но известен он, конечно, прежде всего великолепной «Сагой о Форсайтах». Хотя есть среди нас и те, кто помнит и перечитывает «Конец главы», трилогию, связанную с «Сагой» некоторыми общими персонажами, но несколько другую по тональности, словно залитую тёплым предзакатным светом, более элегичную, более домашнюю, что ли. Если лучшие герои «Саги» чтобы сохранить себя, должны убить в себе семейное, форсайтовское, то Элизабет-Динни Черрел именно в семейной традиции, семейных ценностях, в глубокой преданности дому (которым семья владеет с 1217 года) находит и опору, и смысл, и радость…
А насколько это приятное, даже чисто физиологически, чтение. Как оно выравнивает дыхание и душевный ритм, как умиротворяет, несмотря на любые драмы и трагедии, которые разворачиваются перед нами. Какое-то у них там совсем другое качество времени. А как много им требуется – и даётся – этого времени: для любви, для утешения, для размышлений и принятия решений, для жизни и для смерти тоже.
Когда-то Нобелевскую премию присуждали не за песни и журналистику, а за романы уровня «Будденброков» или «Ста лет одиночества». Голсуорси получил ее в 1932 году «За высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“». Его высокое искусство, однако, еще при жизни писателя стало выходить из моды под натиском новых властителей дум. Которые тоже с тех пор стали классиками и как всё когда-то оглушительно современное устарели — куда больше, чем Голсуорси с его хорошими манерами и моральными принципами.
Нет, я не сомневаюсь, что кто-то и сегодня упивается искусством Джойса и Вирджинии Вулф. Но вот нормальные, прощу прощения, люди все-таки читают и всегда будут читать старомодные семейные саги. Книги, в которых несколько поколений одной семьи совершают одни и те же ошибки, расплачиваются за неведомые им грехи близких, находят письма, уничтожают письма, вглядываются в тайны прошлого, бунтуют, ссорятся и мирятся, насмерть бьются за фамильное гнездо, пашут землю, выкорчевывают вековые деревья, пьют чай в гостиной и в саду. А совершив положенный круг, возвращаются, чтобы принять и родовые долги, и родовую память. И то, что мы так до боли похожи. И то, что так во многом наши предки были правы и были лучше нас.
Еще несколько семейных саг в исполнении Нобелевских лауреатов разных лет и стран
Бак П. Земля / Перл Бак. — М. : Гослитиздат, 1935. — 317 с. Инв. номер 24471. Первая часть трилогии американской писательницы, вся жизнь которой была связана с Китаем. История упорного труда и постепенного возвышения крестьянина Ван Луна. Простота, аскетичность стиля, точность в описании церемоний и традиций китайского крестьянства.
Лагерлёф С. Перстень Лёвеншёльдов. Шарлотта Лёвеншёльд. Анна Сверд / Сельма Лагерлеф. — Ленинград : Худ.лит. Ленингр. отделение, 1986. — 552 с. Инв. номер 1994361-КХ. Первая женщина — Нобелевский лауреат и автор «Путешествия Нильса», Лагерлёф была замечательной рассказчицей со своей неповторимой интонацией. Сага о пяти поколениях семьи Лёвеншёльдов — это три параллельные увлекательные истории, охватывающие события с 1730 по 1860 год и связанные с невероятной судьбой того самого перстня. Не откажите себе в удовольствии почитать и ее воспоминания о лучшем месте на земле — усадьбе Морбакка:
Лагерлёф С. Морбакка / Сельма Лагерлёф. — Москва : Астрель : Corpus, 2011. — 266 с. ([memoria]). Инв. номер 2342119-КХ.
Стейнбек Д. На восток от Эдема / Джон Стейнбек // Стейнбек Д. Собрание сочинений : В 6 т. — М: Правда, 1989. Т. 5. — 687 с. Шифр 84(3); Авторский знак С79; Инв. номер 2099848-КХ(А). А это уже американская сага, на которую Стейнбека вдохновила история его предков по материнской линии. Своеобразная аллегория по мотивам библейской истории Каина и Авеля.
Тугушева М. П. Джон Голсуорси / Майя Тугушева. — М.:Терра-Книжный клуб, 2000.- 383 с. (Портреты). Шифр 83.3(4Вел)-8; Авторский знак Т815; Инв. номер 2230437-ЕФ. Голсуорси у нас, конечно, есть практически весь из того, что переведено. А это одна из лучших его биографий на русском языке.
Уайт П. Древо человеческое / Патрик Уайт — Москва : Прогресс, 1976. — 555 с. (Мастера современной прозы. Австралия). Инв. номер 1695429-КХ. Австралийский вариант. Семейная сага о мужчине и женщине, которые построили ферму в австралийской пустыне, растили детей, внуков, а в конце концов увидели конец своего мира.
Унсет С. Кристин, дочь Лавранса: Роман: [В 2 т.] / Сигрид Унсет.- М.: ЭКСМО, 2003. Т. 1. 607 с. Инв. номер 2245956-КХ; Т.2. 607 с. Инв. номер 2245957-КХ. Знаменитая трилогия норвежской писательницы, которой восхищалась Марина Цветаева. Норвегия, XIV век, необыкновенная героиня.
18 августа, 2017 в 21:24
Мне стыдно, что я еще не прочитала Сагу о Форсайтах
21 августа, 2017 в 11:55
Хорошее будет чтение для долгих зимних вечеров!
21 августа, 2017 в 13:49
У нас дома стоит «Конец главы», увесистый советский том в серой тканевой обложке, с красивым подзаголовком «адвокатская сага» ) Мама читала когда-то, говорит, весьма проникновенное произведение. А у меня все никак не дойдут до него руки )
21 августа, 2017 в 14:20
Я почему-то не помню такого подзаголовка в советской книжке. Но в принципе оно, конечно, соответствует: очень много они там судятся — защищают честь, разводятся и пр.