Шведская литература в СКОтЧе
Каждый год книжный клуб СКОтЧ проводит встречу из тематического цикла, посвящённого детской литературе и авторской сказке разных стран. Активное участие в организации таких встреч принимает преподаватель УрФУ Наталья Николаевна Мамаева, чьей специализацией является как раз авторская сказка, так что обсуждения получаются на диво интересными и познавательными.
Сентябрьское заседание было посвящено детской литературе Швеции. Для первоначального обзора не стали брать Астрид Линдгрен, она заслуживает отдельного разговора, зато коснулись многих других авторов, известных и не очень.
Встреча началась с чистой эстетической радости.
Наталья Николаевна подготовила презентацию с иллюстрациями из шведских сказок. В стране, где сформировался настоящий культ детской литературы, традиции иллюстрирования достигли невероятных высот, и детская книжка без картинок — это что-то невозможное. Многие писатели по совместительству — и художники, а тролли Йона Бауэра теперь известны и у нас благодаря сборнику «Волшебные сказки Швеции».
И само обсуждение начали с самого известного произведения, написанного более века назад — «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф. Выяснили, что это была самая настоящая энциклопедия для школьников, рассказывающая о природе, географии и культуре Швеции того времени. Разобрались, в чём отличия полной версии от сокращённого пересказа, в котором у нас книга часто издавалась: не только урезали образовательную часть, что для детей было и впрямь несущественным, но и оригинальную концовку, несмотря на хэппи-энд, посчитали слишком мрачной и изменили.
Самым неоднозначным произведением стал «Крах чёрного рыцаря» Свена Вернстрема, по существу являющийся мрачнейшим фанфиком на «Малыша и Карлсона» с отсылками также к «Мио, мой Мио». Сказка больше похожа на политический манифест, но учитывая активные социалистические взгляды автора, это неудивительно. Серый антиутопичный мир победившего капитализма и непрерывного потребления, закатывание природы в асфальт, жалкие попытки борьбы — и на фоне этого Малышу является Карлсон, который знает слишком много для простого воображаемого друга. Происходящее удивляет, а пропаганда с каждой страницы вещает с изяществом зазубренного топора, так что мы удивились, неужели эту повесть шведские дети и впрямь любят.
Книги Марии Грипе отличались приятным разнообразием. Больше всего нам понравилась сказка «Дети стеклодува», волшебная, пугающая и вселяющая надежду. Бурно обсуждали скандинавскую педагогику, повернувшуюся неожиданной стороной в цикле повестей «Эльвис Карлсон». Но квинтэссенцией странных детей Марии Грипе стал мистический детектив «Сесилия Агнес — странная история», населённый призраками, загадками старого дома и неуравновешенными подростками.
Всем очень понравилась история Гуннель Линде «Белый камешек» о детях из разных социальных слоёв, необычной игре с камешком и дружбе, победившей все преграды.
И похожа на неё известная у нас сказка Яна Экхольма «Людвиг XIV и Тута Карлсон» о казавшейся невозможной дружбе между лисёнком и цыплёнком, которых совершенно не волновали такие условности. Почти шекспировские страсти.
И, конечно же, мы говорили о книгах, в которых картинки — самое главное. Пернилла Стальфельт попыталась просочиться, но мы быстро переключились на жемчужину жанра, истории о Петсоне и Финдусе Свена Нурдквиста, культовый цикл для всех детей Швеции и даже для многих взрослых. Огромное множество продолжателей и настоящий музей с имитацией домика из книжек говорят сами за себя, старика в смешной шляпе и его говорящего котёнка на родине обожают.
За чаем, книгами и разговорами время летит быстро. Когда пришла пора разбегаться, мы долго выбирали, какую же сказку взять на следующий год, финскую или немецкую. В январе решим.
А в этом году осталось ещё немало встреч, на которые мы ждём и вас. Ближайшая тематическая состоится 29 октября, присоединяйтесь, обсудим книги, действие которых происходит в I Мировую Войну.