Дом как образ и мечта
Конечно, из красивой экранизации «Скрюченного домишки» совершенно невозможно понять, почему роман-первооснова так называется. А ведь для Агаты Кристи это было важно.
Хотя, с другой стороны, непонятно, как можно было реализовать метафору средствами кино. Как показать зрителю роковой изъян огромного, богатого дома? И как провести вот эту параллель между домом и одним из его обитателей, по облику которого никогда не догадаешься, какие страшные руины там, внутри? Наверное, стоило подыскать другое название для киноверсии одного из любимых романов самой писательницы. «Тайна (какого-нибудь) дома». Или «Дом у (озера, реки, моря)». Или «Дом на краю ночи», например – красиво, таинственно, бессмысленно, ни к чему не обязывает и может означать всё что угодно.
Продолжая игры с названиями, заметим, как много появляется книг, которые уже на пороге заявляют эту «домашнюю» тему. И как часто Дом становится одним из главных персонажей повествования. Дом тёплый и холодный, потерянный и обретённый, скрывающий свои тайны, вступающий в сложные отношения с людьми, живущий какой-то своей отдельной жизнью… Или просто мы стали обращать на это особое внимание?
Ведь именно дом (что бы это ни значило и сколько бы ни стоило) – фундаментальная ценность современного человека, та безотказная тревожная кнопка, нажав на которую, его можно гарантированно разбудить. Будь то борьба за фамильный замок или страсти, кипящие вокруг двушки в спальном районе, строительство коттеджа или ремонт ванной, детектив с убийством в загородном поместье или ностальгическое эссе о летней жизни на даче, – всё это почти всегда вызывает душевный отклик у читателя, независимо от его статуса и опыта.
Может быть, ещё и потому, что со временем мы всё лучше понимаем, как уязвим любой дом, как немного, в общем, надо, чтобы расшатать его гармонию. Мало кому удалось прожить жизнь в одном доме или даже сохранить незыблемое представление о том, каким должен быть идеальный дом. В разное время жизни нам нужен то дом-убежище, то дом-сцена. Домом может стать узкая комната в служебном общежитии или номер в маленьком отеле с видом на парк. Дом – не только место, но и время, когда мы принадлежим лишь себе или самым любимым. Домом можем быть и мы сами для самих себя – и это, наверное, самое надёжное жилище. Хотя и оно не вечно.
Несколько случайных книг о доме русском и английском:
Кристи А. Скрюченный домишко / Агата Кристи. – Москва : Эксмо, 2009. – 254 с. (Вся Кристи). Инв. номер м2319551-КХ. Непривычная и неожиданная книга без Пуаро и мисс Марпл. Умная, жестокая и чем-то очень важная именно сегодня история.
Лаврентьева Е. В. «Хорошо было жить на даче…»: дачная и усадебная жизнь в фотографиях и воспоминаниях: авт-сост. Елена Лаврентьева. – Москва : Этерна, 2011. – 219 с. Инв. номер Б2329685-КХ. Именно дача была для нескольких поколений русских людей истинным домом, а дачная жизнь – настоящей жизнью. Чудесный альбом, в котором представлено более 300 фотографий конца XIX – начала ХХ века, и каждую можно рассматривать бесконечно.
Милн А. А. Тайна Красного Дома / Алан А. Милн. – Москва : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2011. – 253 с. (Английский детектив: лучшее). Инв. номер 2345165-КХ (А). Ещё один классический английский детектив, написанный создателем Винни-Пуха.
Новиков В. И. Русская литературная усадьба / Владимир Новиков. – Москва : Ломоносовъ, 2012. – 252 с. (История. География. Этнография). Инв. номер 2348158-КХ; 2370633-КХ. Пушкин и Михайловское, Грибоедов и Хмелита, Лермонтов и Тарханы, Блок и Шахматово, Набоков и Рождествено и так далее.
Петросян М. Дом, в котором… / Мариам Петросян. – Москва : Livebook, 2014. – 959 с. Инв. номер 2365274-КХ. Одна из самых популярных и «вневозрастных» книг постсоветской эпохи, созданная художницей из Еревана. Дом – это интернат для детей, от которых отказались родители. И это нечто гораздо большее.
Полякова М. А. Русская провинциальная усадьба: XVII – начало XX века / М. А. Полякова, Е. Н. Савинова. – Москва : Ломоносовъ, 2011. – 262 с. Инв. номер Б2317766-КХ. Ещё одна очень красивая и чрезвычайно познавательная книга, посвящённая тем тихим дворянским гнёздам, где вызревала отечественная культура.
Риггз Р. Дом странных детей / Рэнсом Риггс. – Харьков–Белгород: Клуб семейного досуга, 2017. – 432 с. Инв. номер 2389118-КХ. Книге Мариам Петросян это название тоже подошло бы. Атмосферная готическая фантазия, дебют американского писателя и бестселлер 2012 года. Роман экранизирован Тимом Бёртоном.
Шоу Б. Дом, где разбиваются сердца: Тележка с яблоками / Джордж Бернард Шоу. – Москва – Владимир: АСТ : АСТ Москва : ВКТ, 2010. – 318 с. (Книга на все времена). Инв. номер 2325564-КХ. Классика жанра, пьеса одного из умнейших писателей ХХ века – «фантазия в русском стиле на английские темы». Отдельная тема: как миф об английском доме-крепости обустраивался в нашей жизни, а «русский стиль» одухотворял британскую культуру.
Эмден Э. М. Дом с волшебными окнами / Эсфирь Эмден. — М.: Детская литература, 1970. — 495 с. Инв. номер1446653. Новогодняя сказка, которую многие помнят по своему советскому детству.
26 ноября, 2017 в 0:44
Валюшка замечательно!!! И немного грустновато, свой дом вспоминается…
27 ноября, 2017 в 10:48
Валентина Петровна, Вам в очередной раз удалось тонко и изысканно показать образ Дома как одного из самых значимых архетипов мировой литературы. Чудесная статья! На самом деле, порой только мысли о собственном доме и спасают порой человека в трудных жизненных обстоятельствах.
28 ноября, 2017 в 11:57
Да, Надюшка, и мне вспоминается…
28 ноября, 2017 в 11:59
Лена, спасибо за то, что так тонко читаете и пишете.