Морозное зимнее чтение
Конец февраля в нашем краю ещё совсем не означает приближения весны, и редкие оттепели неизменно оборачиваются мощными морозами, во время которых искренне радуешься, что существует отопление. Есть что-то нездоровое в желании добавить в такой момент ещё немного острых ощущений. И если на тему голодающих теперь неизменно приходит в голову Марк Уотни с его дефицитом калорий на Марсе, то любители снега и обморожений вот уже десять лет неизменно читают «Террор» Дэна Симмонса. В процессе сами замерзают, простывают, но всё равно продолжают читать. Я тоже из их числа и понятия не имею, как это объяснить.
Однако сегодня мне хочется рассказать вам о другой книге, очень похожей, но и бесконечно далёкой от «Террора». Это историко-приключенческий роман современного немецкого автора Мирко Бонне о судьбе Имперской трансантарктической экспедиции 1914-1917 гг. под командованием Эрнеста Шеклтона. Золотой век полярных исследований, отважные первопроходцы, замерзающие во льдах, холодрыга, цинга и ездовые собаки – маленький садист внутри меня потирал ручки в предвкушении жертв Снежному Королю, а в итоге чуть не уснул.
Книга называется «Ледяные небеса», но, поверьте, ледяное там абсолютно всё.
Если обратиться к историческим реалиям, то всю жизнь сэра Эрнеста Шеклтона преследовал злой рок. Его первая полярная экспедиция на корабле «Дискавери» под командованием знаменитого Роберта Скотта не достигла намеченной цели, а сам Шеклтон чуть не умер, впридачу крупно поссорившись со Скоттом. Вторая, уже самостоятельная, экспедиция на корабле «Нимрод» оказалась не сильно успешнее — ездовые пони дохли, люди тоже чувствовали себя неважно, с трудом удалось добраться только до южного магнитного полюса. Зато полезную выработанную стратегию украл тот же самый Скотт и использовал в своих интересах. Впрочем, это ему не сильно помогло. Лавры же покорителя полюса забрал себе Амундсен.
Но Шеклтон не сдавался и целью следующей экспедиции поставил пройти Антарктиду насквозь: сколько можно – проплыть на корабле, а потом поехать на собаках. Хитрость заключалась в том, что второй корабль экспедиции должен был в назначенное время и место подвезти припасы, чтобы группа Шеклтона с их помощью продолжила бы вторую половину пути. Этот, казалось бы, вполне ровный план закончился двойной катастрофой. Шхуну второй группы, «Аврору», унесло в море, а люди чуть не погибли из-за невероятно суровой погоды. Баркентина самого Шеклтона, «Эндьюранс», еще в самом начале пути застряла в паковых льдах, и освободиться уже не удалось. Когда корабль затонул, люди устремились в обратный путь. Несмотря на то, что и эта экспедиция окончилась провалом, в группе Шеклтона не погиб ни один человек и даже удалось сохранить кое-какие материалы, и это могло бы стать некоторым утешением, однако, планета была слишком увлечена Первой мировой войной и не особо интересовалась географическими открытиями. А в следующей экспедиции Шеклтон уже погиб, и, собственно, на том и закончилась его печальная история.
Непосредственно исторический и фактологический материал в книге проработан очень хорошо и подробно. Однако автор в послесловии даже сам говорит, что в первую очередь его волновали не события, а судьбы. И вот тут он, на мой взгляд, перегнул палку.
Дело в том, что в оригинальной экспедиции участвовал нанятый в Аргентине некий Пирс Блэкборо, записанный в команду как стюард. Бонне же сделал этого человека главным героем, от имени которого ведется повествование, изменив его имя на Мерс в честь самого себя. И мы видим еще совсем молодого и глупого парня, пробравшегося зайцем на «Эндьюранс» и на птичьих правах путешествовавшего со злополучной экспедицией до победного конца. Судьба реального Блэкборо была довольно печальна, он сильно обморозился, однако, в книге все напасти прототипа оказались равномерно распределены на остальных персонажей. Сам же Мерс практически не пострадал.
Действие романа разворачивается очень медленно. Точнее, даже не так – катастрофически медленно. Из всего-то четырехсот страниц нам на протяжении двухсот рассказывают биографию Мерса Блэкборо. Дотошно, в деталях. И время от времени это сопровождается рассказом о подготовке к путешествию и начале плавания. Следующие сто страниц посвящены дрейфу на запечатанном корабле и льдине. И только в самом конце можно разглядеть реальную трагедию людей, умирающих во льдах Антарктики. Складывается такое впечатление, что до этой поры они даже не осознавали, что куда-то поплыли – спокойствию этих людей, их полному равнодушию к происходящему вокруг можно только позавидовать. Вместе с тем речь Блэкборо совершенно лишена эмоций и впечатлений. Он как ходячий чурбачок, выполняющий свои функции. И этот человек пробрался на корабль зайцем, рискуя всем, алкая дальних странствий? Ну не вяжется одно с другим, его редкие проблески чувств будто прописаны принудительно автором, но не принадлежат устам персонажа.
И это касается почти всего. Чего ждут читатели от такой книги? Ужасов ледяного ада как минимум. Здесь же люди в тридцатиградусный мороз ведут себя так, будто они на Лазурном берегу. Их заливает ледяной водой, смывает в море, засыпает снегом — а им хоть бы хны. Абсолютно никакого ощущения, что это полюс, а вокруг ледяные пустоши. В конце только попадается пара упоминаний, что у кого-то одеревенели ноги, обморожены пальцы или выпали зубы – и это всё. Мимолетный комментарий. И эти 80 страниц можно назвать лучшими, потому что хотя бы начинаешь сопереживать героям. Автор, делая упор на этих самых героев, на их характеры, будто бы упустил, что для сопереживания нужна соответствующая ситуация, достаточно атмосферная, а не просто набор сведений, кто с кем дружил в детстве и какие книги читал.
Но я не буду категорично говорить, что недостатки книги перевешивают ее достоинства. Возможно, это лично мне, вечно жаждущему приключений и ледяного крошева, было невыносимо тоскливо читать о корабельном быте и психологии людей тех военных лет. Так что любители книг на подобную тематику могут попытать удачу – вдруг понравится. Тем более что тематика географических открытий, исследований и исторических романов, основанных на документах, сейчас популярна и многим интересна.
На этой фотографии вы можете увидеть всех 28 участников экспедиции. Где-то среди них стоит и Пирс Блэкборо.
Внимание! Читая о полярных экспедициях, не забывайте запасаться одеялами и горячим чаем.
Бонне М. Ледяные небеса / пер. с нем. — М. : Иностранка, 2008. — 399 с. – (Clio. История в романе). Шифр 84(3); Авторский знак Б815; Инв. номер 2292395-КХ(А)
Симмонс Д. Террор / пер. с англ. — С.-Пб. : Азбука, 2015. — 767 с. — (The bigbook). Шифр 84(3); Авторский знак С374; Инв. номер 2377937-КХ(А)
26 февраля, 2018 в 14:27
Мне кажется, читать об экспедициях, имеющих реальную основу, всегда увлекательно — даже несмотря на то, что стиль изложения подобных приключений может быть весьма скучным)
26 февраля, 2018 в 18:38
Owl, от автора тоже сильно зависит. У Симмонса около-исторические романы — просто огонь. Надо, кстати, у него «Мерзость» наконец прочитать.
А ещё увлекательно потом копаться в статьях и смотреть, что автор придумал, а что реально)
27 февраля, 2018 в 10:51
О да! Проверять этимологию рассказанного в книге — это всегда отдельная тема, не менее захватывающая. Я, конечно, банальный пример приведу, но мне всегда интересно «проверять» Дэна Брауна — что в его романе реаль, а что — воображаль 😀
27 февраля, 2018 в 22:47
Owl, опачки О_о И как, много получается? Я его совсем мало читал)