Нескучная классика: о дамах и консервах
По довольно странному стечению обстоятельств мне как раз накануне чтения книги подвернулся старый английский фильм «Лев зимой». Фильм прекрасный и сумасшедший, с чистой совестью можно советовать всем, и именно он помог мне надеть человеческое лицо на политический конфликт, лежащий где-то глубоко на фоновых слоях романа Вальтера Скотта. Без него, признаюсь, книга для меня превратилась бы в сентиментальную историю о храбрых рыцарях, прекрасных дамах, коварных злодеях, веселых разбойниках — в общем, в сплошную мелодраму в декорациях средневековья, не очень богатую на сюжетные повороты. Понимание же разногласий между Ричардом Львиное Сердце и его братом Джоном Безземельным, равно как и семейной свары ранних Плантагенетов в целом, а также отношений с французским королем Филиппом, пусть и в авторской трактовке Джеймса Голдмена, привело меня сперва в Вики за дополнительной информацией, а потом — и к весьма неожиданным выводам.
Сейчас 1183 год, и все мы с вами варвары.
«Лев зимой» (Великобритания, 1968)
Конец XII века, наверное, покрыт в моих размягченных мозгах такой же тьмой, какой было покрыто в свое время всё средневековье. Портреты в странном стиле создавали в дебрях закольцованных мифологических связей поистине сюрреалистические представления. Зловещие леса, ведьмы за каждым углом, романтический ореол далёкой войны в экзотических странах, карта мира в белых пятнах и люди с собачьими головами. Население жило в самом настоящем фэнтези, среди красивых пейзажей, развалин замков, магии и бессмертия, столь же реальных для них, как и всё остальное. Иногда полезно бывает взглянуть на это не с позиции унылых страниц учебников истории, а глазами самих участников этой истории. Осознание, что это всё были живые люди, а исторические события — не плод работы процессоров Матрицы… Ммм, ну не знаю, наверное, это таки бесценно. Именно это когда-то потрясло меня у Сервантеса — перед тобой живая история, века и эпохи расступаются. Но где Сервантес и где Скотт, тем более что «Айвенго» — всего лишь исторический роман и разница там была еще больше. На миг мне даже захотелось почитать реальную средневековую литературу, но, к счастью, удалось сдержаться.
Так вот, к чему были все эти длинные расшаркивания? К тому, что слишком часто вижу я отзывы, что мол книга для подростков, здесь одни любовные интриги да приключения. Ну да, если смотреть только на приключения, то и увидишь приключения. А по-моему, Скотт, замаскировавшись бряцанием оружия и пылью дорог Палестины, вываливает немало серьезных исторических вопросов.
Самоопределение Англии в культурно-политическом конфликте саксов и норманнов. Автор наверняка тоже был неравнодушен к теме, как и из чего сложилась психология его страны.
А как остро он ставит вопрос гендерного ада, который что в XII веке царил, что в XIX походу не сильно поугас. Все эти галантные рыцари, служащие прекрасным дамам, настолько прогнили в своем шовинизме, что воспринимают этих дам в лучшем случае как бессловесную деталь интерьера, алгоритм, символ — что угодно, только не личность, имеющую такое же право на собственное мнение и внутренний мир, как и они сами. С самого начала, когда упоминается неземная красота леди Ровены, я поняла — дело пахнет керосином. Ровена еще пожалеет, что не родилась горбатой. Обеим героиням пришлось настолько несладко, что их было жалко отнюдь не как выдуманных персонажей. Скотт, мне кажется, сознательно делает их еще и такими разными — чтобы показать противоположные линии поведения. Девушка-прекрасная-фиалочка «нет, не трогай, пощади» и девушка-сильная-гордая «я лучше сдохну, отвали, скотина». Ревекка — на сто порядков живей и интересней, но она же еврейка, а прекрасные принцы достаются блондинкам.
Вот, и это еще один краеугольный камень — вопрос национального угнетения. Не буду врать, что мне был сильно симпатичен Исаак, который, отправляя людей выкупать дочь из плена, торговался за каждую копейку, но суть же не в этом. Здесь столько разных характеров, разных проявлений, что полная картина складывается даже против воли, несмотря на розовые очки, которые могут быть на глазах у читателя. Да, были среди евреев не самые приятные люди, но ведь и среди тамплиеров были распоследние мрази, а вот что из-за каких-то глупостей столько веков гнобили кучу народа — лишний камень в огород всяким религиям.
Серьезные вопросы на этом не заканчиваются, но вы лучше читайте сами и следите за своими эмоциями. Чуть где ёкнуло что-то неприятное в душе — значит, проблема. По вышеупомянутой религии еще много раз прошлись и в разных аспектах, как и по крепостному праву и прочим угнетениям, неуважениям и спесивым болванам в консервных банках на пустых башках.
Впрочем, консервы тут тоже были хороши. Не могу не признать, что приключенческая составляющая вряд ли оставит равнодушным любителей средневекового антуража и пафосных речей. Тут вам и турниры, и крестовые походы, и опальные короли, и дворцовые интриги, и девушки в руках злодеев, и подземелья замков, и веселые трикстеры, и коварство, и благородство, и запретная любовь (хм, звучит двусмысленно, это не та запретная любовь, что вы могли бы подумать по современным меркам). Жизни героев постоянно висят на волоске, они страдают, сражаются, дурят всем головы, пьют как кони и клянутся в верности. Значительную роль в сюжете играет и шайка Робина Гуда, а я его обожаю, так что было чему порадоваться.
Надо обязательно упомянуть, какие тут были отличные персонажи и характеры. Про девчонок я уже рассказала, про смешного Исаака тоже упомянула. Шут Вамба вообще незабываем, равно как и дерзкий монах, а с «ленивого рыцаря» можно словить особый кайф, когда поймешь что к чему. Ательстан, который весь такой крутой-благородный, а в голове одна еда — зажигает даже в казематах. Но самый смак — это бешеный храмовник Бриан де Буагильбер, совершенно неуправляемый, злобный, шикарный мужик! Когда в конце понимаешь, какая сказочная хрень творилась в его душе, какой он на самом деле милый стеснительный милашик, хочется кричать, чтоб он уже хватал Ревекку под мышку и гнал в закат. Вальтер Скотт как по мне слишком поздно раскрыл его характер, надо было с середины уже создать накал страстей, чтоб между ними аж трещало, как дозиметр в Чернобыле.
Яркий пример самой что ни на есть нескучной классики, от которой поначалу и не ждешь ничего особенного, а в итоге получаешь самое настоящее фэнтези. Выскочил бы единорог — не удивилась бы.
Вы можете выбрать экземпляр постарше или поновее в зависимости от собственных пристрастий:
Скотт Вальтер. Айвенго. — Киев : Молодь, 1955. — 464 с. Инв. номер 698850-КХ
Скотт Вальтер. Айвенго. — Ленинград : Художественная литература, 1978. — 494 с. Инв. номер 1744136-КХ
Скотт Вальтер. Айвенго. — Москва : Детская литература, 1980. — 742 с. — (Библиотека мировой литературы для детей). Инв. номер 1807525-КХ
Скотт Вальтер. Айвенго. — Москва : Московский рабочий, 1984. — 544 с. Инв. номер 1922077-КХ
Скотт Вальтер. Айвенго. — Москва : Художественная литература, 1985. — 440 с. — (Библиотека классики. Зарубежная литература). Инв. номер 1947888-КХ
Скотт Вальтер. Айвенго. — Москва : Росмэн, 1994. — 270 с. Инв. номер Б 2180947-КХ
30 марта, 2018 в 15:36
Очень оригинальный взгляд на «Айвенго» — и столько экспрессии!)
30 марта, 2018 в 20:24
Ещё бы, ведь культурно-исторический контекст — один большой фэндом ОдО