О тюльпанах и символах
Каждое время года подразумевает набор ожидаемых и знаковых, как говорится, природных явлений. Первый снег и первая гроза. Внезапный аромат сирени. Первый букетик ландышей. Иногда это становится поводом для красивых ритуалов: кто не знает, что японцы даже отправляются в специальные места любоваться цветением сакуры?
А если бы вы видели, сколько людей в одно из апрельских воскресений гуляло по Никитскому ботаническому саду, вы наверняка подумали бы, что все они совершают некое «ботаническое паломничество». И хотя сакурой там тоже можно было полюбоваться, но главной приманкой были, конечно, тюльпаны – знакомые и невероятные, созданные искусством мастеров, невиданных расцветок, неслыханных названий, бодрые и отцветающие, тихо млеющие на крымском солнце.
Есть в нём все-таки какая-то тайна. Самый демократичный и доступный из подарочных цветов, тюльпан знавал времена, когда ради него шли на безумства и преступления. «Тюльпанное помешательство» XVII века является одним из любимых сюжетов популярной литературы и предметом исследований экономистов. Его линии просты и безыскусны, но если он захочет вас удивить, он сумеет обернуться лилией, пионом да и розой, пожалуй. Мы-то знаем его в двух-трёх цветах, но разнообразие оттенков, которые можно было наблюдать всё на том же Балу тюльпанов в НБС, лишает дара речи – от белоснежного до тёмно-лилового плюс десятки, если не сотни изысканных и неожиданных сочетаний.
Он прекрасно выглядит в компании себе подобных и не скучает в одиночестве. Он неприхотлив, не капризен, растёт и в степи и у моря, не боится ни холода, ни жары. Уроженец Персии и любимец величайшего из восточных поэтов Хафиза, он стал завсегдатаем голландской живописи её золотой поры и символом этой самой европейской из европейских стран.
А мне он теперь кажется ещё и своеобразным символом нашей страны – со всем её бесконечным многообразием и стойкостью, умением выживать и цвести в любых условиях, и на воле и в неволе, под присмотром учёных, в суровой предпраздничной гонке. И воплощением такого (полуфантастического пока для нас) образа жизни, когда нет ничего более естественного, чем уехать на неделю или даже на выходные в какой-нибудь неблизкий уголок своей Родины – посмотреть на тюльпаны, ирисы или чёрных аистов…
Севастополь в апреле тоже весь утопал в тюльпанах. В этом городе, который опять оказался на линии нашей обороны, мне не пришлось слышать геополитических разговоров и предположений. Зато массово обсуждали недавнее злодеяние: на улице Дмитрия Ульянова неизвестные ночью срезали все тюльпаны. Мне показалось, что севастопольцы спокойно доверили решение глобальных вопросов тем, кто для этого предназначен, а сами занимаются своей жизнью: выбирают плитку для дорожек в Парке Победы, ловят рыбу на Графской пристани, борются за чистоту улиц и волнуются за благополучие тюльпанов. И это ли не самое правильное поведение в трудные времена? Правда, им ещё очень повезло с климатом.
Разное о тюльпанах:
Блейс О. Торговец тюльпанами / Оливье Блейс. — Москва : Астрель, 2012. — 383 c. (Новая французская линия). Инв. номер с2392433-КХ. Голландия ХVII века, временная страсть к тюльпанам и вечный механизм, лежащий в основе современных финансовых пирамид.
Данилина Н. Н. Тюльпаны: [175 лучших сортов] / Нина Данилина. — Москва: Астрель: Кладезь, 2013. —93 с. Инв. номер 2350844-КХ. Для цветоводов.
Дюма А. Чёрный тюльпан / Александр Дюма. — Л.: Детгиз [Ленингр. отд-ние]. — 1955. — 240 с. Инв. номер 736142. Классика жанра и снова Голландия, тюльпаномания и т.д. Хотя живущим в Екатеринбурге прежде всего, наверное, вспоминается совсем другой тюльпан — Мемориал памяти.
Жуковский В. А. Тюльпанное дерево / Василий Жуковский // Жуковский В. А. Собрание сочинений: В 4 т. — М.-Л.: Гослитиздат [Ленингр. отд-ние]. Т. 3. — 1960. — С. 195—203. Инв.номер 945835. Страшная, красивая и не самая известная сказка Жуковского — поэтическое переложение одной из историй братьев Гримм. Если интересно, тюльпанное дерево существует в природе и называется лириодендроном.
Лури Р. Ненависть к тюльпанам / Ричард Лури. — Москва : Захаров, 2008. — 172 с. Инв. номер 2293462-КХ(А). История мальчика, живущего в оккупированном немцами Амстердаме и пытающегося выжить.
Рошфор Б. Невероятные приключения Фанфана-Тюльпана: В 2 т. Т.1: Фанфан и Дюбарри / Бенджамин Рошфор. — М. : Терра, 1994. — 592 с. Инв. номер 2177392-КХ. Искромётная история обаятельного шалопая, которого играли Жерар Филип и Венсан Перес. У французов особые отношения с тюльпаном ещё со времён Людовика XIV.
Стражева И. В. Тюльпаны с космодрома / Ирина Стражева. — Москва: Мол.гвардия, 1981. — 397 с. Инв. номер 1829132-КХ. Воспоминания жены Михаила Янгеля, одного из легендарных советских конструкторов. Степной тюльпан стал одним из символов космической эры.
13 мая, 2018 в 12:04
Валентина, какое лиричное описание тюльпана! И библиография у Вас в этот раз очень интересная 🙂 Но все же вот не могу я понять тот факт, как за пару тюльпанных луковиц можно было и дома закладывать, и людей убивать? Ведь это всего лишь цветок, хоть и очень изящный конечно… Про тюльпанное дерево, это для меня открытие, что такое существует)
14 мая, 2018 в 10:34
Да, Лена, я тоже думала, что тюльпанное дерево — плод фантазии Жуковского.