О «Шопоголике» Софи Кинселлы

https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhcdhndh-dhsdhdhnfdhudhdhdh-ndhndh.jpg

Серия комедийных романов о шопоголике Ребекке Блумвуд от британской писательницы Софи Кинселлы (род. 1969) заслуженно является одной из самых популярных в мире, во многом потому, что на ее примере ярче всего диагностируется наиболее распространенная психическая зависимость наших дней – шопоголизм, или страсть к неосознанным импульсивным покупкам. Психологи направо и налево анализируют поведение людей, подобных главной героине Кинселлы, смело разбирают на части причины, побудившие их вести подобный, совершенно необузданный образ жизни. Но прочитав первую из многих книг о Ребекке, я пришла к выводу, что не психологией единой интересны эти небольшие романчики, больше напоминающие по своему настроению искрометные короткие рассказы.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhdhdhdhdhdhdhdh-dhdhdhdhdhdhdh-dhdhdhdhdh.jpg
Разберемся, почему же истории Софи Кинселлы о неуемном стремлении покупать могут быть интересны не только с вышеназванной точки зрения. Первое, на что стоит обратить внимание – это красочное воображение главной героини, помогающее ей (в подавляющем большинстве случаев) выпутываться из сложных жизненных ситуаций. При том, что живет она в достаточно суровом мире делового Лондона, и по роду своей деятельности вынуждена ежедневно погружаться в мир финансовых акул. Тем не менее, Бекки Блумвуд не теряет того радостного и позитивного настроя, что свойственен большинству хорошеньких девушек в двадцать пять лет.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhdhdhdh_1.jpg
Проблема же заключается в том, что Бекки ее работа попросту неинтересна, потому что там чисто физически невозможно приложить ну ни капельки из того огромного слоя фантазий, которыми была от природы щедро наделена девушка. С другой стороны, а чего можно было ждать от крошечного финансового журнальчика, в котором, собственно, и проходили её бытовые будни? Если быть честным с собой как читателем, теоретические воззрения героини на мир и есть самая увлекательная часть книги, ведь в реальности — жизнь ее достаточно уныла и скучна. Точнее, она была бы таковой, если бы не огромное количество окружающих Бекки магазинов.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_ndhudhdhdhdhudh-dh-dhdhudhnoedhdhn.jpg
Здесь стоит на секунду остановиться и вчитаться в предлагаемый нам текст. Если быть внимательным, легко можно заметить специфическую лексику, сопровождающую каждый поход героини по рассадникам маркетингового терроризма. Впечатления Бекки всегда восторженны, ее физические реакции напоминают те, что испытывает человек при виде настоящего произведения искусства, или настоящей красоты. Особенно ярким можно считать ее внутренний монолог, где девушка сравнивает прикосновение к новой красивой одежде или обуви, или аксессуарам — с короткой вспышкой салюта, освещающей красотой и теплом ее холодную и пустую жизнь. Характерно и то, как она сама погружается в эту беспросветную мглу сразу же, как только руки ее перестают касаться новых вещей, а глаза перестают видеть ласковый и успокаивающий свет магазинов и торговых центров. Напротив, все, что касается ее собственной работы и действий вне посещения торговых точек, окрашивается в восприятии Бекки в серые тоскливые тона, и сопровождаются замедленной мыслительной и физической реакцией.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhcdhdhnzn.jpg
Казалось бы, ну и что из этого? Но не в том ли и смысл книги (конечно, помимо утверждения обязательной финансовой грамотности населения) что главной героине в этой трудной и подчас одинокой жизни не хватает именно красоты как таковой, без какой-либо определенной принадлежности к человеку или вещи? Стремление героини постоянно пополнять свой гардероб, продиктовано, скорее, острой нехваткой каких-то хороших и ярких событий в повседневной жизни, нежели только лишь тупым желанием потратить деньги.

Забавно, что при всей великой любви к покупательству, героиня часто признается самой себе, что совершенно одинока и вообще мало что из себя представляет как человек, личность. По мере прочтения текста этот момент просматривается достаточно четко, читатель начинает понимать, почему лишь в торговых центрах и галереях, где почти всегда многолюдно, девушка чувствует себя наиболее комфортно. Все просто – там она не одна, не одинока. В этой черте Ребекка Блумвуд схожа с героиней «Завтрака у Тиффани» Трумена Капоте. Как и Холли Голайтли, чувствующей себя максимально безопасно в салоне ювелирных украшений от бренда Тиффани, Бекки Блумвуд приходится чаще обычного наведываться в дорогие универмаги с целью прочувствовать тот же уровень социальной защищенности, а также приобщиться к тому спокойствию и своеобразному величию, что излучает одежда и обувь класса люкс.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhdhnndhdh-nf-ndhnndhdhdh.jpg
Ведь если задуматься – что мы знаем о Бекки, когда впервые переворачиваем первую страницу «Шопоголика»? Ее история фактически начинается с момента окончания университета и получения по этому случаю своей первой кредитной карточки. По сути, перед нами героиня без какого-либо четкого прошлого, о ее личности мы можем судить только лишь исходя из тех событий, что описывает автор. Поэтому перед нами характер, изначально лишенный свободы действия как таковой. Воображение главной героини прочно заперто в клетку из долговых счетов, но оно рвется наружу, отчаянно стремясь найти себе применение – что, в конечном итоге, ему удается. Так что, с моей точки зрения, «Шопоголик» — это история еще и о том, как человек в начале пустой изнутри, но обладающий неплохими зачатками глубокого внутреннего мира, начинает в процессе социального взросления (а именно это и описывается в романе Кинселлы) приобретать по кусочкам определенные, знаковые черты своей личности, начинает узнавать себя.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhdhdhdhdh.jpg
Если говорить о месте этой серии в чик-лит, то она уверенно обходит многих мастодонтов женской городской прозы (ту же Вайсбергер, к примеру) и читается легко, особенно по контрасту с последней. Однако опять же, я говорю не о легкости равной глупости и простоте текста – подразумевается в меру легкий, но насыщенный, плотный слог. Стиль повествования изящен и завлекателен в самом позитивном смысле слова, диалоги же при этом не «провисают» (как нынче модно говорить), но логично встраиваются в нить сюжета, не давая читателю заскучать, и лишь изредка подталкивают его к определенным размышлениям. Сохраняя канон развлекательного жанра, роман о шопоголике, в то же время, несет в себе и вполне адекватную долю морализаторства и нравоучительности, становясь на выходе наполовину – романом о воспитании, и наполовину – исключительно женским, но от этого отнюдь не стыдным чтивом.

Что есть у нас о Бекки Блумвуд:

Софи Кинселла. Серия о «Шопоголике»:

Тайный мир шопоголика / пер. с англ. А. Корчагиной. – Москва : Фантом Пресс : Эксмо,  2009. – 416 с. Инв. номер С2313787 – КХ.

Шопоголик на Манхэттене / пер. с англ. А. Корчагиной. – Москва : Фантом Пресс : Эксмо, 2009. — 441, [1] с. Шифр 84(3), Авторский знак К415, Инв. номер С2326704-КХ (А). Что будет, если Бекки Блумвуд окажется волею судеб в Нью-Йорке, где магазинов еще больше, а поводов «обрести себя» и просто «до небес»? Правильный ответ: хаос. Однако написано не менее увлекательно, чем первая часть.

Шопоголик и брачные узы / пер. с англ. Д. Селиверстова. – Москва : Фантом Пресс : Эксмо, 2009. — 476, [1] с. Шифр 84(3), Авторский знак К415, Инв. номер С2326534-КХ (А). Бекки выходит замуж и это открывает новую главу в ее жизни.

Шопоголик и бэби / пер. с англ. У. Сапцина. – Москва : Фантом Пресс, 2009. — 541, [2] с. Шифр 84(3), Авторский знак К415, Инв. номер С2326866-КХ (А). Хоть муж и богат, но вокруг кризис, а покупать-то при этом Бекки хочет не меньше! Что же делать? Блумвуд находит весьма оригинальный способ решить проблему – «оторваться» в покупках на своей дочери, которая, конечно, только «за».

Шопоголик и сестра / пер. с англ. А. Корчагиной.  – Москва : Фантом Пресс : Эксмо, 2009. — 510, [1] с. Шифр 84(3), Авторский знак К415, Инв. номер С2326706-КХ (А). Очередная глава приключений Бекки. На этот раз ей предстоит вступить в неравное противостояние с новообретенной сестрой-скупердяйкой, для которой поход по магазинам равняется смертному греху.

Комментарии закрыты.