О космосе, времени и энтузиастах

Отличная новость для всех любителей науки: создатели сериала «Космос: Пространство и время» (Cosmos: A Spacetime Odyssey) объявили о продолжении съёмок. Первый сезон, ведущим которого стал харизматичный американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон, вышел в 2014 году и стал своеобразным перезапуском сериала 1980 года «Космос: персональное путешествие» (Cosmos: A Personal Voyage) и данью памяти его автору и ведущему Карлу Сагану.
Сагана мы знаем не только как выдающегося астронома, но и как одного из самых вдохновенных популяризаторов науки XX века. Прошлый век вообще был богат на энтузиастов, ведущих по своим стопам юные умы, остаётся лишь надеяться, что и новый век ему не уступит. Однако рассказать сегодня я хочу о временах, ещё более ранних, когда учёные предпочитали вариться в своём сообществе и мало помышляли о приобщении простых людей к тайнам природы, и о человеке, который это изменил. Звали человека Камиль Фламмарион.

Нил Деграсс Тайсон и постер сериала «Космос»

Фламмарион родился во Франции в 1842 году, и семья хотела отдать его учиться на священника, но ещё в раннем детстве мать случайно заинтересовала его игрой в астрономические наблюдения, и с тех пор звёздное небо стало для Фламмариона главной любовью в жизни. Любовь эта оказалась настолько сильна, что первый свой труд астрономических наблюдений он начал писать ещё в подростковом возрасте и издал в 16 лет, хотя к тому моменту получил только среднее образование, зато вдвое усерднее многих занимался самостоятельно по книгам. Высшего образования, кстати, Фламмарион так и не смог получить. И, конечно, ему это ничуть не помешало.

Камиль Фламмарион

После выхода в свет новых трудов и статей в научных журналах коллеги отметили не только смелость его мышления (он одним из первых задался проблемой изучения химического состава звёзд, что великие умы того времени считали в принципе неразрешимой загадкой), но и живость языка. Фламмарион писал о сложных вещах не только просто, но и интересно, что, несомненно, было следствием его неизменного энтузиазма, однако, это можно назвать и причиной того, кем он в итоге стал для науки. Маленький спойлер: читатели его так любили, что один даже подарил свой особняк.

В 1860-70е годы к Фламмариону пришла его главная слава – именно как популяризатора, начавшего совершенно новую эпоху в области взаимоотношений науки и общества. До него некоторые учёные тоже занимались популяризацией: Бернар Фонтенель, Жозеф Лаланд, Франсуа Араго, Джон Гершель и другие. Но именно Фламмарион создал концепцию научно-популярного знания не как упрощения науки до уровня народных масс, что даже называлось в то время «вульгаризацией», а как приобщения этих масс к великим тайнам природы, возведя популяризацию науки в ранг просветительской деятельности и воспитания юных умов. До него ни одному учёному не приходило в голову изложить научную концепцию так, чтобы читатель загорелся интересом. Именно Фламмарион поставил вопрос о роли человека во вселенной и ответственности за Землю, и эту идею через несколько десятилетий подхватит Карл Саган.

Дореволюционное издание книги Фламмариона

Спектр научного интереса Камиля Фламмариона был обширен: не только астрономия и астрофизика, но и климатология, метеорология, вулканология, атмосфера Земли и других планет и астробиология – поиск жизни на других планетах. Некоторые из его трудов издавали на русском языке, как при жизни, так и в наше время.

Не так давно в серии «Мир вокруг нас» вышло несколько книг Фламмариона, как популярных, так и художественных, в том числе трилогия «История неба», пользовавшаяся наибольшей любовью у современников. Повествование в книгах идёт в форме увлекательных диалогов нескольких человек, отдыхающих на вилле и наблюдающих за звёздным небом. Читать интересно даже спустя 150 лет – настолько хорошо, сжато и доступно Фламмарион рассказывает об эволюции научного знания от самых истоков цивилизации, о заблуждениях античности и их причинах, о чудесных прозрениях и открытиях. Текст украшает множество иллюстраций и гравюр, в том числе скопированных с древних оригиналов. Многих привлечёт то, как со временем менялись силуэты созвездий и какие процессы в обществе могли на это повлиять, как рождались концепции плоской, круглой и даже четырёхугольной Земли. Конечно, часть информации уже устарела, однако, часто встречаются исторические данные, которых в современных книгах я ни разу не видела.

Так что настоятельно рекомендую любителям астрономии и популярной науки. И не пропустите новый сезон «Космоса» в следующем году!

Книги Камиля Фламмариона в Белинке:

История звездного неба : история названий звезд, созвездий и знаков зодиака. — Москва. — Санкт-Петербург : Книжный Клуб Книговек : Северо-Запад, 2010. — 303 с. — (Мир вокруг нас). Инв. номер С 2305522-КХ

Небо античного мира. — Москва. — Санкт-Петербург : Книжный клуб Книговек : Северо-Запад, 2010. — 255 с. — (Мир вокруг нас). Инв. номер С 2305522-КХ

Небо христианского мира. — Москва. — Санкт-Петербург : Книжный клуб Книговек : Северо-Запад, 2010. — 350 с. — (Мир вокруг нас). Инв. номер М 2307079-КХ

На фоне:

Атлас поверхности Венеры. — Москва : Главное управление геодезии и картографии СССР, 1989. — 328 с. Инв. номер В 2115534-КХ

Комментарии закрыты.