«Увидеть вечность в каменной толще…»: жизнь и научная деятельность А. Д. Миклухо-Маклая
Имя русского ученого – Николая Николаевича Миклухо-Маклая, исследователя Юго-Восточной Азии, знакомо людям по всему миру. Великий русский ученый смог осуществить очень многое, несмотря на то, что прожил всего сорок два года. Первым из отечественных исследователей, он предпринял в середине XIX века ряд серьезных экспедиций в далекие от России страны: Австралию, Океанию. Его целью было открытие новых земель и изучение культуры, жизни и быта папуасов Новой Гвинеи. Попытка объединения западной и азиатской культуры, понимание и уважение обычаев инакомыслящих и иначе живущих стран путем установления мирных и продуктивных отношений можно считать одной из самых грандиозных заслуг Н. Н. Миклухо-Маклая перед всем мировым научным сообществом.
Однако после ухода ученого из жизни, дело его и фамилия отнюдь не затерялись в веках, а, напротив, получили вторую жизнь. Из рода Миклухо-Маклаев вышла череда талантливых ученых, одним из которых был Артемий Дмитриевич Миклухо-Маклай, внучатый племянник Николая Николаевича.
Человек с трагической судьбой, Артемий Дмитриевич был выдающимся советским ученым-петрографом (изучение льда и вековых обледенений), палеонтологом, профессиональным геологом и специалистом в области стратиграфии (раздел геологии об определении относительного геологического возраста слоистых осадочных и вулканогенных горных пород), тектоники и магматизма. Современники А. Д. Миклухо-Маклая в шутку говорили, будто тот может «провидеть историю сквозь камень», и это вполне справедливо, учитывая, что ученый проводил долгие часы, изучая под микроскопом срезы каменных пород.
Судьба этого человека столь же удивительна, сколь и трагична, и если бы у нас в стране байопики (фильмы об исторических личностях) были бы так же популярны, как на Западе, уверена – Артемий Дмитриевич попал бы в число тех наших знаменитых соотечественников, чья жизнь удостоилась бы запечатления на большом экране. Все потому, что «сюжет» его личной истории изобилует как шпионскими интригами с классическими мотивами предательства ближними и неожиданным побегом, так и элементами общечеловеческой драмы человека, чья врожденная интеллигентность и интеллект были безжалостно «закопаны» советской системой «правосудия».
Итак, Артемий Дмитриевич Миклухо-Маклай родился в городе Малине 26 июля 1908 года. Его мать, Серафима Михайловна, была дочерью младшего брата выдающегося ученого Николая Миклухо-Маклая – Михаила, а отец, Дмитрий Сергеевич – сыном старшего брата Сергея.
Большое влияние на формирование личности ученого оказал его отец — Дмитрий Сергеевич, который провел огромную работу по систематизации наследия своего дяди Николая Николаевича. До войны и гибели в блокадном Ленинграде, он состоял секретарем в редакции журнала «Известия Всесоюзного географического общества». До самого последнего своего дня – 2 января 1942 года – Дмитрий Сергеевич вел дневники в осажденном городе. Эту нацеленность на научный поиск, волю и удивительную выдержку унаследовал и его сын. Также на выбор будущей профессии повлиял и дед Артемия, Михаил Николаевич Миклухо-Маклай – в свое время окончивший Горный корпус, после чего тот вел геологические исследования на Севере России, в частности, в Олонецкой губернии. Им же впервые было дано геологическое описание острова Вапаам. Собранные материалы позже использовались при составлении первой геологической карты европейской части России.
Неудивительно, что при таких родителях мальчик тоже захотел стать геологом, погрузиться в таинственные и увлекательные земные недра. Поэтому в 1928 году семья Артемия Дмитриевича переезжает в Ленинград, где он в 1931 году поступает в Горный институт. Ему удалось поступить в аспирантуру, защитить диссертацию и стать доцентом. Большую часть времени А. Д. Миклухо-Маклай работал на кафедре геологии ЛГУ. В это же время он женится на Вере Дмитриевне Чехович. Перед самой войной они с супругой отправляются на Дальний Восток, где Артемий Дмитриевич проводит геологические работы в отрогах Малого Хингана. Из геологической партии, сразу же после объявления войны, ученый возвращается в Ленинград, и уже в июле 1941 года уходит добровольцем в народное ополчение.
Дальнейшая история жизни геолога действительно больше напоминает сильно закрученный шпионский триллер с элементами научного детектива. Все потому, что молодого Артемия Миклухо-Маклая зачисляют в пятый истребительный полк, который дислоцируется в тылу фашистов под Псковом. В боях это партизанское соединение теряет много бойцов, и в конце сентября 1941 года командование приказывает его руководству перейти линию фронта и присоединиться к регулярным частям. На этот изнурительный кровавый переход уходит почти месяц. Группу, которую выводил разведчик Миклухо-Маклай, окружили немцы, и многие его товарищи полегли во время бесчисленных перестрелок. Только чудом им удалось выйти к советским частям. Вскоре после этого, 9 ноября 1941 года часть, в которой находился Артемий Дмитриевич, попала под мощный артобстрел. Ученого ранило, контузило, а очнулся он уже в фашистском плену.
Немцы были не дураки и прекрасно понимали — кто перед ними. Выдавали разведчика как его громкая фамилия, так и высокий профессионализм по части научных изысканий в области палеонтологии и георазведки. Начались мучительные трехлетние скитания по концлагерям: Латвия, Литва, Германия. В каждом из лагерей Артемия вызывали на жесткий допрос, в ходе которого пытались принудить его к сотрудничеству. Однако ученый выбрал для себя только один – единственно правильный, с его точки зрения, путь – бежать при первой же возможности. В апреле 1945 года ему удалось осуществить побег из концлагеря Блямау. Тот находился в горах, поэтому сориентироваться на местности для героя не представлялось особенно сложной задачей. Гораздо сложнее оказалось добыть компас и топографическую карту, однако геологу повезло и здесь. Сумев сбежать, он с огромным трудом смог выйти к советским войскам и, конечно же, рассказал им во всех подробностях о своих мытарствах. Наши очень внимательно выслушали ученого и… Тут же осудили его военным трибуналом за «измену родине» — на десять лет. Так А. Д. Миклухо-Маклай очутился в Воркуте. Удача закончилась.
Последующие десять лет геолог провел в заключении, анализируя образцы горных пород, собранных во время полевых экспедиций. Через его руки прошли тысячи образцов пород Полярного и Приполярного Урала. Долгие часы он просиживал в тесной каморке, склонившись над микроскопом. Напряженная работа в какой-то мере помогала отвлечься от тяжелых мыслей и дум, ведь шел уже тринадцатый год пребывания Артемия Дмитриевича в лагерях – сначала у немцев, а теперь и у «своих».
Освобождение пришло к ученому лишь 31 декабря 1954 года. К этому моменту им уже овладела глубокая депрессия, усугубленная изрядно пошатнувшимся физическим здоровьем. После освобождения Артемия зачислили в геологическую экспедицию, однако полноценно работать он уже не мог. По счастью, в то время в Воркуте находились отличные медики, профессора в области терапии и профилактики легочных болезней. Им удалось в максимально-короткие сроки поставить геолога на ноги, и помочь ему наконец-то вновь почувствовать вкус и к жизни, и к науке.
В течение следующих десяти лет А. Д. Миклухо-Маклай объездил огромные районы на Полярном и Приполярном Урале – по Кожиму, Лемве — как в качестве старшего геолога, так и в качестве начальника партий. Во всех этих экспедициях им были выявлены, изучены и обобщены многие секреты геологического строения данных территорий, еще более значимыми оказались его петрографические исследования о центрах оледенений.
«Работал он с большим интересом, энергично, напористо, передавая свою увлеченность окружающим. Он был человеком и быстрым, и требовательным, по доброму относился к своим подчиненным, обладал богатым чувством юмора», – так писала М. Калецкая (геолог) о своем коллеге – Артемии Миклухо-Маклае. Все, кто работал с ним в те годы, отмечали его человечность, любовь к животным и заботу о близких товарищах. Источником этих качеств ученого стал, в том числе, и горький опыт собственного пребывания в концлагерях. Так, зная не понаслышке, что часто выдаваемые спецодежда и обувь приходят в негодность уже к середине работ в геологической партии, Миклухо-Маклай возил с собой в «поле» мешок личной обуви и одежды для рабочих. Еще он всегда старался помочь найти работу в Воркуте после окончания полевых экспедиций сезонным рабочим. Никого он не хотел оставлять без куска хлеба в периоды, когда активной работы уже не было, а до нового экспедиционного сезона было еще далеко.
До 1972 года Артемий Миклухо-Маклай прокладывал все новые маршруты на Севере. Им здесь были пройдены тысячи километров. В последние годы пребывания в Коми он работал в Ухтинской экспедиции, изучая породы нефтеносных толщ. Хотя еще в 1957 году ученый добился реабилитации, лишь на склоне лет ему позволили возвратиться в Ленинград. Великолепный геолог и палеонтолог, потомок великого Миклухо-Маклая, Артемий Дмитриевич Миклухо-Маклай ушел из жизни в 1981 году. Однако для науки об истории земных недр его имя всегда будет живо, неприметно складываясь из узоров на раковине тысячелетнего моллюска, изучать которых в свободное время он так любил.
При жизни ученого была опубликована только одна его работа — «Изверженные породы Печорского угольного бассейна» (1965). В нашей же библиотеке присутствует другой его труд – созданный уже на основе его «полевых» исследований Ленинградским государственным университетом имени А. А. Жданова, это «Верхнепалеозойские фузулиниды Средней Азии» (1949).
Текст создан на основе материалов из статьи Маргариты Крочик (г. Воркута) : Крочик М. Племянник Миклухо-Маклая. Ученый-геолог с громкой фамилией был достойным потомком великого предка, несмотря на выпавшие ему огромные испытания // Республика : газета. — Сыктывкар, 24 мая 2008. — http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/9372
Точный адрес «Верхнепалеозойских фузулинид»:
Миклухо-Маклай А. Д. Верхнепалеозойские фузулиниды Средней Азии / Артемий Дмитриевич Миклухо-Маклай. – Ленинград, Издательство ЛГУ им. А. А. Жданова, 1949. — 126, [1] с. Инв. номер 439383 – КХ.
25 сентября, 2018 в 13:12
Спасибо авторам статьи за интересный биографический рассказ о жизни ученого. Человек удивительной судьбы, большой ученый, яркий представитель династии Миклуха-Маклай.
27 сентября, 2018 в 21:26
Прочла с большим интересом, тем более что когда-то писала доклад по географии именно об открытиях Миклухо-Маклая…