Самайн 2018: Ведьмы, библиотекари и немного философии

https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhoedhundhdh.jpg

Ноябрь – определенно самый мистический месяц в году, и хотя праздник Хэллоуина уже миновал, очарование промежуточного времени года, когда за окном еще не зима, но уже далеко и не осень, продолжает вдохновлять как знаменитых, так и простых блогеров на составление всевозможных тематических подборок, посвященных этому необычному состоянию природы.
Сложно оставаться в стороне от всего этого, особенно когда по какой-то необъяснимой случайности (а может и не случайности) к тебе в руки попадают сразу несколько средневековых трактатов, основной темой коих является изучение и борьба с многовековым злом в лице самого Люцифера и его самых преданных последовательниц на Земле – ведьм.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhudhdhny-nndhdhdh.jpg
Так или иначе, позволим нашему перу довериться Знакам Судьбы и осветим в сегодняшнем обзоре данные религиозные и алхимические исследования, попутно присоединив к ним парочку художественных произведений схожей тематики. Последнее призвано помочь читателю «разрядиться» холодным и непогожим вечером в том случае, если по какой-то причине он настолько вдохновится представленными мистическими трактатами, что невольно начнет путать реальность с вымыслом. Ведь все возможно, когда под завывания северо-восточного ветра вы перелистываете страницы…
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhoedhdhdhn-dhdhudhnoedh-001.jpg
«Молота ведьм» Я. Шпренгера и Г. Инститориса (1486). Должно быть самое знаменитое сочинение, объясняющее происхождение и корни человеческой веры в колдовство и ведьм как таковых. Написанная двумя бывалыми инквизиторами, книга содержит в себе немало любопытных фактов касательно дуалистической природы божественного, где одно есть суть отражение другого. Опуская все ужасы пыток и спекуляцию на феодальном строе и классовом неравенстве, когда крестьянин априори невежда с единственной божественной миссией – приносить почести церковникам и вовремя платить своему хозяину земельный налог, заметим, что наибольшую ценность «Молот» представляет в том случае, если смотреть на него исключительно с фольклорной точки зрения. Большинство методов допроса, описанных в книге, и сведений о зловредных ведьмах и демонических существах «актуальны» и сегодня, так как постоянно эксплуатируются современными молодежными сериалами. Любите «Сверхъестественное» и оружейный арсенал братьев Винчестер? Посмотрели свежую версию «Сабрины», где религия Люцифера представлена четкой идеологией материализма, а сами «ведуньи» живут вполне обычной жизнью с той только особенностью, что они не отрицают своей темной духовной природы и через слово поминают дьявола как православные – бога? Новый Орлеан отмечен у вас на гаджете в закладках, посвященных туризму? Тогда вам точно стоит прочесть эту книгу, хотя бы для того, чтобы убедиться – вся эта мифология придумана не американцами, и уж точно не сценаристами канала CW.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhudhdhdhdhudh-dh-dhnoenydhdhdh-001.jpg
М. А. Орлов «История сношений человека с Дьяволом» (1904). Весьма занятная книга уже потому, что экземпляр, находящийся в фондах нашей библиотеки – репринтное издание, то есть оно полностью воссоздает специфическую грамматику российских печатных книг конца 19-го – начала 20-го веков. Общеисторическая легенда гласит, что уже при жизни автора данное произведение стало книжной сенсацией, так как раскрывало не только подробности все тех же судов над ведьмами, но и предлагало читателю приличный массив как бы документальных историй о встрече различных людей с нечистой силой. При этом отдельно оговаривалось, что бесы одинаково любят вселяться как в крестьян, так и в дворян, и даже в особ королевской крови. Такое заявление в те времена являлось, своего рода, маленькой культурной революцией, так как до этого предполагалось, что гостям с той стороны интересны лишь малограмотные и суеверные крестьяне. Все собранные в книге истории помогают проследить истоки многих предрассудков, благополучно перекочевавших из глубины веков в нашу обыденную современность. Отдельно стоит отметить и специальный раздел, посвященный подробной классификации сверхъестественных существ в порядке их опасности для человека – так что теперь отличить оборотня от ламии не составит особого труда. Кроме того, очень познавателен последний раздел книги, рассказывающий о случаях демонизма и одержимости духами в восточных странах, таких как Индия и Китай. Очень своевременно будет с ним ознакомиться перед просмотром нового корейского телесериала «Королевство», который в новом году стартует на мировом телевидении и повествует как раз о «мистической червоточине» среди членов древней императорской династии.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhcndhdhndhnn-001.jpg
Пьетро Помпонацци «Трактаты о бессмертии души, о причинах естественных явлений или о чародействе» (1516). Венецианский философ эпохи Возрождения, Пьетро Помпонацци был последователем Аристотеля и стал знаменит благодаря своим «еретическим» лекциям о природе человеческой души. Ему одному из первых принадлежит мысль о полноформатном разделении идей религии как веры и собственно философии как способе объяснить окружающий мир путем размышлений и логических выводов из оных. Душа для него материальна и смертна, подобно человеческому телу, а потому нравственность получает суперценность именно за счет того, что оказывается чистой – не требующей себе воздаяния после окончания земной жизни человека. Добро как самоцель, как стиль жизни возводятся философом в ранг основных моральных постулатов человечества – религия же несет в себе множество противоречий, а потому не может служить надежным гарантом качественного существования. Все же, что касается суеверий и колдовства, трактуется автором не как реально существующие явления – но как умственное утешение недозрелой народной души, не имеющей, в силу отсутствия опыта высоких размышлений, иного способа объяснить разнообразные физические процессы в природе.

Теперь же, после погружения в труды колоритных монахов, философов и фольклористов прошлого, мы можем наконец-то расслабиться и предаться чтению легкому, в котором заранее известно, что оно – выдуманное. С этой целью предлагаем ознакомиться с двумя художественными новинками, которые, если и не придутся вам по вкусу, то уж точно добавят остроты вечеру выходного дня.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhudhnfndhdh-dh-dhdhdhdhdh.jpg
Сборник испанской мистической прозы XIX – начала XX веков «Чёртов крест» (2009). Замечательный сборник коротких рассказов и зарисовок, повествующих о встречах со всевозможными мистическими существами, приправленный истинно испанскими страстями. Под одной обложкой собраны самые лучшие авторы – Густаво Адольфо Беккер, Рамон дель Валье-Инклан, Эмилия Пардо Басан и Антонио Мачадо, их произведения уже давно являются неотъемлемой частью золотого фонда мировой литературы.

Особенно выделяются на общем фоне рассказы Густаво Адольфо Беккера (1836-1870 гг) – создателя испанской мистической новеллы Нового времени, писателя, чья проза поэтична, гуманна и несет в себе определенный нравственный посыл. Рассказы всех писателей сборника основаны на легендах той или иной провинции, однако именно творчество Беккера сумело превзойти своих товарищей по части «персонификации» народного текста. Характерны в этом плане рассказы «Белая лань», «Зеленые глаза» и «Золотой браслет», где красота авторского слога дополняется еще и прелестью сюжетной композиции, когда мистика и человеческая трагедия идеально дополняют друг друга. Если же вам интересна собственно мистическая составляющая книги со всеми ее ужасами, то следует обратиться к рассказам «Гора призраков» и «Чертов крест» — первый чем-то напоминает темную сказку Тима Бертона «Труп невесты», второй же суть чистый хоррор, с классически-ожившими доспехами злостного негодяя, терроризирующими население небольшой каталонской деревушки.
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhdhunndhdh-dhndhunfn-dhdhdhdhdhdhdh-001.jpg
Интересны истории, изложенные и Эмилией Пардо Басан (1852-1921 гг). Ее повести «Потрошитель из былых времен» и «Одержимость» — прекрасно раскрывают самодурство и снобизм судебной системы средневековья, но, в то же время, отражают и опасность добровольной религиозной экзальтации простого человека, когда веришь в добро безоговорочно до такой степени, что не замечаешь творящегося рядом с собой самого страшного зла.

Совсем недавно появилась в нашей библиотеке и популярная книжная новинка 2018-го года, успевшая завоевать на Западе статус культовой. Речь идет о мистическом романе американского писателя Скотта Хокинса «Библиотека на Обугленной горе» (написана в 2015-м). Книга рассказывает о некоем абстрактном божестве – Отце, усыновившем во время катастрофы в крохотном американском городишке двенадцать детей, с последующей целью обучить их магическому мастерству и взрастить себе преемников. Обучение происходит в стенах таинственной Библиотеки, которая является не то параллельной вселенной, не то космическим кораблем. Героям предстоит тяжелый путь взросления, из обычных детей они постепенно превращаются в особый род высших существ – пелапи, что в переводе на человеческий язык и означает «библиотекарь».
https://forum.uraic.ru/blog/wp-content/gallery/owl/thumbs/thumbs_dhzdhnfdhdhdhudhdhdhny-dhdhndh-001.jpg
Но по существу, герои Хокинса находятся в каком-то зависшем состоянии между колдунами и физиками-ядерщиками, лихо управляющими процессами изменения реальности и посмертного воскрешения. Сюжет довольно специфический, однако отлично раскрывает еще один вариант интерпретации магических явлений – магия здесь приравнивается к науке, причем сложной настолько, что обучиться ей едва ли хватит и десятка тысяч световых лет. Автор пытается жонглировать понятиями эзотерики и квантовой физики, под зыбкой вуалью которых проглядывают классические религиозные мотивы. В романе полно жестокости и просто странных сюжетных моментов, принять которые читателю предлагается, что называется, «на веру». Так или иначе, в качестве литературного эксперимента данное произведение имеет право на существование, однако стать его поклонником или банально посочувствовать персонажам вряд ли получится – настолько они получились бездушными.

Список литературы:

Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / Якоб Шпренгер, Генрикус Инститорис, пер. с латинского Н. Цветкова. – М.: Атеист, 1932. – 297 с. Инв. номер Б329641-КХ.

Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом (репринтное издание) / Михаил Орлов. – М.: «Республика», 1992. – 352 с. Инв. номер С2157588-КХ.

Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души / Пьетро Помпонацци, пер. с итал. – М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1990. – 312 с. (Библиотека литературы по атеизму и религии). Инв. номер С2137263-КХ.

Чертов крест: Испанская мистическая проза XIX – начала XX века / Пер. с исп. В. Андреева, Е. Бекетовой, Г. Когана и др. – Спб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. – 288 с. Инв. номер С2392236-КХ.

Хокинс С. Библиотека на Обугленной горе : [роман] / Скотт Хокинс, пер. с англ. К. Егоровой. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 512 с. (Best book ever). Инв. номер 2400308-КХ.

2 комментария к заметке 'Самайн 2018: Ведьмы, библиотекари и немного философии'

  1. Александра пишет,

    18 ноября, 2018 в 9:41

    Читала ‘Библиотеку’ Хокинса, согласна, что книга очень специфическая, несмотря на высокие рейтинги с ЛайвЛиба. Спасибо за испанский сборник, приятно почитать сочетание горячих эмоций и кастильского фольклора.

  2. Owl пишет,

    18 ноября, 2018 в 12:16

    Александра, не так давно для себя сделала вывод, что не все то золото, что имеет хороший рейтинг на данном сайте) рада, что вас заинтересовал испанский сборник — он действительно хорош (хотя это тоже субъективное мнение) 🙂