«Наша история — веками непредсказуемая». Часть 2.

Историко-архитектурное расследование журнала «Большая Библиотека». Часть 2.

Знакомтесь, библиотека Кливленда!

Источник: Cleveland Public Library : the Art, Architecture, and Collections of the Main Library. Cleveland: Cleveland Public Library, 1999

Перевод: Виктория Кабо (библиотекарь в Отделе иностранной литературы Кливлендской Публичной библиотеки)

Кливлендская публичная библиотека была основана в 1869 году и с тех пор играет важную роль в культурной и образовательной жизни северо-восточной части штата Огайо (США).
У библиотеки Кливленда одна из крупнейших книжных коллекций в стране (почти десять миллионов единиц хранения), хотя начиналось все скромно. Библиотека впервые открыла двери для публики 17 февраля 1869 в арендованной комнате на третьем этаже здания Northrup and Hurrington Block на углу авеню Superior и Западной 3-й улицы, там, где в настоящее время находится отель «Ренессанс».

В период между 1884 и 1938 годами несколько преданных своему делу настойчивых энтузиастов превратили маленькую скромную библиотеку в выдающееся библиотечное учреждение.
Ими были Уильям Говард Бретт, директор библиотеки (1884 — 1918); Джон Джи Уайт, видный гражданин Кливленда, член Попечительского совета библиотеки (1884 — 1886) и (1910 — 1928) и Президент Попечительского Совета на протяжении семнадцати лет, и Линда Энн Истман, директор библиотеки (1918 — 1938). Имя каждого из них увековечено теперь в названиях различных частей библиотечного комплекса: в Brett Hall на первом этаже главного здания, John Griswold White Reading Room and Exhibition Corridor на третьем этаже главного здания, и Eastman Reading garden между главным и новым зданиями библиотеки.

Благодаря Г. Бретту Кливлендская библиотека стала первой библиотекой страны, в которой читателям разрешалось самим выбирать и брать книги с полок. Бретт впервые начал применять свой революционный план хранения коллекции «в открытом доступе» (open-shelf plan) для читателей, еще работая в маленькой комнате на углу авеню Superior и Западной 3-й улицы. Эксперимент оказался невероятно успешным и со временем стал стандартным правилом работы всех публичных библиотек.

Строительство нового постоянного здания библиотеки, в котором доступ читателей к книгам и информации был бы свободным, стало мечтой Говарда Бретта.

Уильям Говард Бретт сыграл ключевую роль в поисках нового места для библиотеки, его стараниями план строительства библиотеки стал частью Плана Group 1903, реализация которого навсегда изменила Кливлендский городской ландшафт. Так же как Проект Group Plan of 1903 привлек к Кливленду внимание всей страны своим новаторским подходом к городскому планированию и архитектуре, так и новое здание библиотеки, ставшее частью этого плана, вызвало аналогичное одобрение и восхищение.

Усилиями Джона Джи Уайта Кливлендская публичная библиотека приобрела национальную известность и стала крупной научно-исследовательской библиотекой. Страстный библиофил и собиратель редкостей, Уайт лично отобрал и пожертвовал библиотеке более 60000 книг по арабистике и фольклору из своей личной коллекции, а после смерти завещал библиотеке свою коллекцию книг по шахматам и шашкам (12000 книг). Сейчас наша библиотека обладает крупнейшей в мире коллекцией шахматно-шашечной литературы — VK. Он учредил специальный денежный фонд, благодаря которому библиотека по сей день может себе позволить приобретать ценные библиографические материалы. Благодаря Дж. Уайту библиотека смогла приобрести редкие книги и уникальные издания, которые не могли бы быть приобретены за счет государственных средств.

Принимая самое деятельное участие в планировании и разработке здания библиотеки как части Group Plan 1903, Дж. Уайт взял на себя финансирование строительства читального зала для Отдела искусств и специальных коллекций и Выставочного холла (коридора) (носят теперь его имя — vk).

Учитывая особенности коллекции Дж. Уайта, архитекторы Walker & Weeks предложили оригинальное решение помещений, в которых они будут размещены. Для экстерьера здания библиотеки в целом были выбраны формальные стили французской архитектуры 18 века – неоклассика и Beaux-Art. Для Читального зала Отдела искусств и Выставочного коридора архитекторы обратились к традициям итальянского средневековья 15-го века. Помещение читального зала напоминает по стилю библиотеку периода Ренессанса своим богато украшенным кессонированным потолком, балками потолка, разрисованными цветочными мотивами, балконом с решеткой кованого железа, облицованными мрамором дверными порталами. Средневековые мотивы продолжаются и в Выставочном коридоре, вход в который с обеих сторон выполнен в виде круглых мраморных арок.
Эта же форма прослеживается в серии арочных окон по обеим сторонам коридора. Из окон открывается прекрасный вид на внутренний дворик библиотеки, выполненный в стиле итальянского Ренессанса 15 века и напоминающий средневековый замок своими асимметричными башенками, каменными кронштейнами и зубчатыми парапетами. В то время внутренние дворики было принято проектировать простыми и лишенными индивидуальности, но Walker & Weeks сознательно добивались резкого контраста между живописным и даже игровым решением внутреннего двора и формальным наружным оформлением здания.

План Group 1903 был произведением трех архитекторов, обладавших национальной известностью: Дэниэла Бёрнема, Джона Каррере и Арнольда Браннера. Бёрнем, глава комиссии, был руководящей силой Чикагской мировой выставки 1893 года. Выставка возвестила начало новой динамичной эры в американской архитектуре и градостроительстве, преимуществами которой одним из первых довелось воспользоваться Кливленду. Тщательно продуманная планировка и классический дизайн зданий Плана Group 1903 не имели аналогов в американской архитектуре.
Отдельные здания были спланированы так, чтобы составить собой гармоничный ансамбль благодаря использованию карнизов одинаковой высоты, повторяющихся аркад, классических архитектурных мотивов и тщательно спланированных перспектив, образуемых тройными аллеями и парками.

План Group 1903 предполагал строительство монументальных общественных зданий одинаковой высоты, из одного материала, с карнизами одинаковой высоты, в стиле классицизма. Хотя проект не был реализован в полном объеме, большинство зданий было построено, в том числе здание Кливлендской публичной библиотеки.

(Подробнее об этом градостроительном проекте можно прочесть и увидеть фотографии на сайте Wikipedia.com, ключевое слово для поиска “The Cleveland Mall”: http://en.wikipedia.org/wiki/The_Mall_(Cleveland)- VK)

В 1916 году восемь архитектурных фирм, в том числе три из Кливленда, соревновались за разработку проекта здания новой библиотеки. Кливлендская фирма Walker & Weeks (Уокер И Уикс) была выбрана в качестве архитектора. К 1923 году фундамент был готов. 23 октября этого года на торжественной церемонии, почетным гостем которой являлся бывший британский премьер-министр Ллойд Джордж, был заложен первый камень. Новая библиотека открылась для публики 6 мая 1925 года. Стоимость строительства составила чуть менее 5 млн. долл. Строительство было профинансировано за счет двух одобренных избирателями выпусков облигаций, в 1912 году и в 1922 году, и за счет государственного выпуска облигаций в 1896.

Новая библиотека оказалась чрезвычайно популярной. Первым главным библиотекарем стала Марилла Фриман, которая занимала эту должность с 1922 г. и до своего выхода на пенсию в 1940 году. Первоначально предполагалось, что библиотекой будут ежедневно пользоваться 5000 человек, но действительность превзошла все ожидания: к началу 1930-х годов более 12000 читателей ежедневно проходило через двери библиотеки.

К 1950 году коллекция библиотеки увеличилась в 3 раза и в библиотеке стало тесно. Однако, являясь частью архитектурного комплекса Group Plan и из-за наложенных этим проектом ограничений, библиотека не могла расширить или перестроить свое здание. К счастью, газета Plain Dealer предложила продать свое шестиэтажное здание, расположенное к востоку от здания библиотеки, за $1,8 миллиона. В ноябре 1957 года избиратели одобрили выпуск облигаций на $3 млн. для библиотеки на приобретение и реконструкцию этого здания.

Последовавшие десятилетия стали трудными временами для Кливленда и для его системы публичных библиотек. Рост миграции в пригороды привел к сокращению численности населения города и его ресурсов. За это время циркуляция материалов в главной библиотеке и ее филиалах резко сократились, от 10374652 в 1932 году до 3402050 в 1970 году. Средства на приобретение новых книг и материалов, а также на содержание здания библиотеки, были уменьшены.

В последней четверти ХХ века в судьбе Кливлендской библиотеки произошли улучшения. Благодаря дальновидности и упорству двух директоров, Эрвина J. Гейнса (срок 1974-1985) и Мэрилина Гелла Мейсона (срок 1986-1999), библиотека укрепила свои позиции для того, чтобы подготовиться к вызовам ХХI века. После того, как Гейсу удалось в 1975 году обеспечить для библиотеки 20 млн. долл. из отчислений налогоплательщиков городу, он занялся строительством и модернизацией окрестных филиалов библиотеки, одновременно приводил в порядок библиотечные операции. Карточный каталог был полностью компьютеризирован к 1981 году и в декабре 1984 года комната с карточным каталогом была навсегда закрыта.

Узнать больше и увидеть другие фотографии библиотеки можно здесь:

http://www.cpl.org ,

http://en.wikipedia.org/wiki/Cleveland_Public_Library

Метки: ,

2 комментария к заметке '«Наша история — веками непредсказуемая». Часть 2.'

  1. Marina пишет,

    20 февраля, 2009 в 22:53

    «Карточный каталог был полностью компьютеризирован к 1981 году» — как раз в год моего рождения. Если вывести нехитрую закономерность между жизнью Кливлендской библиотеки и Белинки, карточный и электронный каталоги нашей библиотеки могут совпасть к 2011 году или в 2015 году, в крайнем случае — 2019.

  2. Историк пишет,

    12 апреля, 2009 в 18:24

    Скоро все библиотеке будут электронными 😉 Но ведь библиотека это не просто книгохранилище. Это место где люди встречаются, общаются, обмениваются знаниями. Куда это все уйдет?