Писатели в кино, кино о писателях

С интервалом в неделю вышли в прокат два фильма о женщинах-писательницах. И если с Астрид Линдгрен никаких вопросов, то француженка Колетт известна у нас гораздо меньше. Хотя на родине она фигура практически культовая: была кавалером ордена Почетного Легиона, членом Гонкуровской академии и даже ее президентом, удостоилась «общенациональных похорон» в 1954 году. Жизнь у нее, как мы теперь знаем, была бурной, репутация – неоднозначной, но когда это вредило пишущему человеку? Совсем наоборот.

Разнообразный опыт, любовные и другие приключения, домашние неурядицы, нелады с детьми и родителями, путешествия, войны, болезни, наконец – всё это, конечно, обогащает творческий арсенал и является неисчерпаемым источником вдохновения для биографов и кинематографистов.

Но даже если жизнь писателя была внешне небогата событиями или про неё мало что известно, есть же его книги. А с помощью книг можно нарастить биографию и добавить недостающие звенья. Можно читать между строк, находить и сопоставлять улики, вылавливать намёки и подсказки, догадываться и предполагать. Бывает – и очень часто – что именно в своих сочинениях автор говорит о себе больше и честнее, чем в прямых автобиографических высказываниях. Интересно вслушиваться в текст и пытаться поймать голос автора в этом многоголосии. Всматриваться в сложное переплетение и вдруг зацепиться взглядом за ту нить, которая тянется через всё полотно и почти всё объясняет.

Каждый писатель является в каком-то смысле и режиссёром, и оператором, и монтажёром того произведения, которое он создаёт. И каждый вступает в некие отношения со своими персонажами, которые, как известно, способны и удивить, и обескуражить того, кто дал им жизнь.

Кинематограф (или театр) делает эти отношения наглядными и зрелищными, сталкивая писателя с его героями, состоявшимися или потенциальными: ведьмами и утопленницами, провинциальными священниками и столичными студентами, фарцовщиками и поэтами. Заставляет их говорить, спорить, заражать друг друга идеями, чувствами, странностями и привычками. А нас заставляет лишний раз перечитать любимых авторов и почитать тех, о ком мы до сих пор ничего не слышали.

Почитаем тех, кого недавно видели в кино:

Колетт. Странница. Ранние всходы. Рождение дня. Закуток: романы / Сидони-Габриэль Колетт. – М. : Худ. лит., 1987. – 431 с. (Зарубежный роман XX века). Инв. номер С2035763-КХ; С 2034861-КХ. Может быть, она слишком француженка для нас… Но сколько изящества!
Линдгрен А. Черстин и я: [повести] / Астрид Линдгрен. – СПб: Азбука, 1999. – 366 с. Инв. номер 2333744-КХ. Не самые известные повести нашей любимой писательницы, одна из которых «Брит Мари изливает душу» (1944) стала началом её славы.
Странно и наоборот: русская таинственная проза первой половины XIX века/ [сост., предисл. и коммент.:] Виталий Бабенко. – М.: Бослен, 2016. – 318 с. (Другой и тот же самый). Инв. номер 2386932-КХ. Гоголь в замечательной компании: Алексей К. Толстой, Владимир Даль, Баратынский, Пушкин, Вельтман и многие другие. Сам Николай Васильевич предложил для этого мистического сборника текст с жутким названием «Кровавый бандурист».

4 комментария к заметке 'Писатели в кино, кино о писателях'

  1. Надежда Петровна пишет,

    1 декабря, 2018 в 23:34

    Ну надо же, опять для меня целина. Когда читать, а
    хочется..

  2. Owl пишет,

    2 декабря, 2018 в 12:20

    Даже страшно представить реакцию Николая Васильевича на том свете, когда бы посмотрел он последнюю экранизацию о себе )

  3. Валентина пишет,

    3 декабря, 2018 в 10:40

    Да, Лена, надежда только на то, что у него хватит чувства юмора))

  4. Валентина пишет,

    3 декабря, 2018 в 10:44

    Надюшка, ты и так очень много читаешь в последнее время!