Контрасты Нью-Йорка в фотографиях. «Нью-Йоркский стиль» от TASCHEN
Немецкое издательство TASCHEN известно, пожалуй, миллионам преданных читателей по всему миру, но еще больше оно известно страстным ценителям прекрасного – причем речь идет как о предметах искусства, так и об изумительной полиграфии, присущей каждому экземпляру данного книготоргового бренда. За свои почти сорок лет существования на рынке (издательство появилось в 1980 году), Ташен прошел полноразмерный путь от крошечного самолепного магазинчика комиксов в Кёльне – до огромного книготоргового холдинга.Творение Бенедикта Ташена включает в себя не только собственно издательство и фирменные салоны-магазины, но и целые выставочные галереи, где продаются поистине уникальные тома и даже отдельные, увеличенные в несколько сот раз, фотопанно с иллюстрациями из конкретных книг серии.
Несмотря на то, что книги этого издательства, в большинстве своем, имеют статус «люкс» (особенно если взглянуть на их ценник в России), изначально автором проекта, то есть самим Ташеном, задумывалась концепция искусства, доступного массам. Именно поэтому различные серии бренда, будь то классическое искусство или направления дизайна и архитектуры, неизменно пользуются спросом и у обычных читателей, и у коллекционеров. Сочетание высокого качества оформления книги и достаточно демократичной (для Европы и США) цены позволило издательству поддерживать высокий уровень спроса на свой товар и одновременно иметь возможность предлагать читателю каждый раз нечто новое.
Эксцентричные, порой граничащие с эпатажем фотоальбомы того же Хельмута Ньютона до сих пор считаются одними из самых легендарных книг издательства, и оставшиеся в свободной продаже экземпляры покупаются и перепродаются за огромные деньги в среде богемных книгоманов и просто любителей хорошей фотографии.
Для нынешнего обзора была выбрана книга из так называемой «карманной» серии Ташен – а именно, серии ICONS, посвященной прошлым и современным направлениям интерьерного дизайна. Ретроспектива открывается достаточно масштабно – на многочисленных черно-белых и цветных фотографиях представлены самые значимые места Нью-Йорка и объясняется культурная ценность города не только как конкретного места на модной карте Земли, которое желательно в обязательном порядке посетить за свою жизнь.
В коротких справках к фотографиям словно застыли всплески живой энергии. Вместе с текстом это дает эффект удивительной ментальной силы, которая позволяет воспринимать Нью-Йорк не как тот самый город, что неизменно лидирует по числу самоуничтожений на киноэкранах. Хотя, безусловно, нынешнему зрителю сложно провести грань между вымышленным Большим Яблоком и реальным мегаполисом.
В глянцевитых снимках, из коих и состоит по существу данная книга, читатель получает возможность увидеть настоящий мир «каменных джунглей»: эклектика наружной рекламы и суровых промышленных зданий, обрамленных кружевами пожарных лестниц, ясно дает понять – с Нью-Йорком шутки плохи. Или человек приходит в этот город и «покоряет его» (читай: находит свою нишу, свое место в экосистеме мостов и гигантских стеклокаменных небоскребов) – или человек вдохновляется этим своеобразным великолепием и уходит, понимая, что ему с этой силой индустриализации не совладать.
Характерно, что начинается издание с черно-белых фотографий 30-х и 40-х годов, когда здания еще не были настолько высокими, а дороги Манхэттена — такими тесными. Читатель/зритель может понаблюдать за жителями центра города, спешащими с утра пораньше на работу, или изучить меню закусочной, предлагающей за пятнадцать центов неслыханное по своей щедрости предложение: яичницу с двойной порцией бекона и солидную горку блинчиков с обязательной чашкой черного кофе.
Можно также полюбоваться на зарождение знаменитого Чайна-Тауна прямо в центре мультикультурной западной столицы: на снимках 50-х это лишь пара небольших улочек с вывесками исключительно на китайском языке. Завершается же вводная часть большой панорамой современного, сверкающего ночными огнями Нью-Йорка – образ, знакомый каждому, но, тем не менее, неожиданный, потому что вспыхивает очень резко на фоне фактурных монохромных оттенков прошлого.
И это лишь первый раздел компактного фотоальбома, демонстрирующий гламурный лоск и одновременную жесткость внешней «раковины» города. О том, каков Нью-Йорк «изнутри» — то есть из окон жилых квартир, рассказывают два последующих раздела книги, именуемые «Интерьерами» и «Деталями». Обстановка самых респектабельных квартир-студий и лофтов знаменитостей, а также светских медиа-персонажей красноречиво указывает на ведущую роль моды в жизни городской прослойки «high-класса».
Вдохновленные работами Пикассо и Энди Уорхолла, а также, отчасти, скандинавскими и кантри-мотивами когда-то золотоносного хлопкового Юга, интерьеры поражают своим шиком, броскими цветовыми решениями и пониманием того, сколько денег ушло на антиквариат, так легко и небрежно примостившийся рядом с обыденными предметами.
К примеру, показательно фото, где медный шлем римского солдата спокойно соседствует с плюшевым креслом эпохи СССР, или бюст некоей греческой красавицы мирно стоит на полу около самого стандартного книжного шкафа на четыре секции.
И вот здесь становится немного грустно, ведь это лишь часть того огромного разнообразия городских планировок, какие могут встречаться в квартирах обычных, не богатых и не знаменитых людей. Простые нью-йоркцы, обитающие в крошечных квартирках в многоквартирных зданиях, не стали, увы, героями этой книги. А ведь их интерьеры, пускай и состоящие из немалой доли бюджетной мебели, вполне могут составить конкуренцию вышеозначенным обстановкам.
Потому что уют квартиры не всегда определяется наличием в ней каких-то эксклюзивных деталей. Для этого порой достаточно и самодельных хлопковых штор, и яркого пледа, связанного своими руками, или руками любимых мамы и бабушки.
И почему-то присутствует некая уверенность в том, что подобные вещи имеют место быть в интерьерной культуре Нью-Йорка и их хотелось бы увидеть тоже на страницах подобных изданий. Но, вероятно, это еще один контраст города, остающийся за рамками блистательных квартирных фотосессий, который сможет оценить уже лишь тот читатель/зритель, которому доведется побывать в Нью-Йорке лично.
Адрес книжной полки, где вы сможете найти данную книгу:
Нью-Йоркский стиль. Москва. — Koln : АСТ : Астрель : Taschen, 2008. — 191 с. (Icons). Инв. номер С2310283-КХ.