Споры о вкусах, или Альтернатива есть всегда
Всем нам в жизни встречались книги, не оправдавшие ожиданий. Но вдвойне обидно, если книга популярна, многие её любят и хвалят, горячо советуют, а вы прочитали – и не понравилось. И непонятно, то ли с тобой что-то не так, то ли книга переоценена.
На последней встрече клуба Скотч мы собирались, чтобы обсудить именно такие случаи и книги, которые, вопреки мировой популярности, нам почему-то не пришлись по душе. Расскажу вам о наиболее запомнившихся непопаданиях в мейнстрим из своей читательской жизни и рекомендательных, точнее, анти-рекомендательных, списков, которые удалось найти на просторах сети.
Мы начали с детской литературы и не только ради логической последовательности. Дети очень редко рьяно критикуют книги, но иногда те вызывают возмущение аж до моральных травм. Моей детской моральной травмой была книга Элвина Уайта «Паутинка Шарлотты», по уровню популярности среди американских детей сравнимая с «Маленьким домиком в прерии». То есть её обожают не на шутку. Как и другую книгу автора, вы её наверняка знаете, это «Стюарт Литтл».
Это история о разумных зверях, но не сказочная, как обычно бывает. Сюжет сводится к тому, что в одном фермерском хозяйстве начала прошлого века паучиха спасает поросёнка от незавидного карьерного пути к фаршу. Чтобы выжить, поросёнку надо хорошо кушать, стать победителем фермерского конкурса и любимым питомцем хозяев, чем герои всю книгу и занимаются. И поначалу это действительно весело, но потом физиологических подробностей становится слишком много, животные перестают быть милыми, а люди всё больше напоминают кровожадных чудовищ. Под конец автор вспоминает, что век животных всё же краток, и начинает убивать героев, причём, довольно нарочито, так что для меня весь финал превратился в сплошную слезодавилку. Даже в восемь лет я не могла не понимать, что он делает это специально, но вот понять, за что он так с читателями, не могу до сих пор.
Если говорить об историях дружбы и взаимопомощи животных, то рекомендую «Тутту Карлссон Первую и единственную» шведского автора Яна Экхольма или мой любимый «Пунш желаний» Михаэля Энде.
Вторым недоумением моего детства была уже более чем известная книга Джеймса Барри «Питер Пэн», я не понимала в ней решительно ничего, начиная от причин, побудивших такое количество детей, которым по возрасту рано задумываться о вопросах радикального взросления, сбежать в волшебную страну, и заканчивая самой волшебной страной, оказавшейся намного менее приятным местом, где вечным инфантилам всё равно пришлось принимать взрослые решения и даже ввязаться в самую настоящую взрослую войну. Особенно возмущало меня, конечно, как все обошлись с Венди, которой тоже хотелось сказочной жизни, а пришлось подтирать носы ораве грязных мальчишек.
Как ни удивительно, несколько человек меня поддержали, им книга в детстве не нравилась тоже, а некоторые прочитали её недавно и всё равно не остались в восторге. Так что если вам хочется почитать что-нибудь о детях, боящихся взрослеть, то можно взять «Гум-Гама» Евгения Велтистова, а о недетских приключениях детей в волшебной стране Антониной Дельвиг давно написан прекрасный «Колдовской сапфир».
Наверное, одной из самых популярных в списках переоценённых книг можно назвать «Маленького принца», не в последнюю очередь потому что его упорно продолжают относить к детской литературе, хотя Антуан де Сент-Экзюпери писал его совсем не для детей, и путешествие героя по планетам даже с натягом нельзя приравнять к детским космическим приключениям. Современному взрослому тоже читать вроде бы должно быть не очень интересно, тем не менее, вокруг произведения существует самый настоящий культ, и множество людей с придыханием говорят, что это до сих пор их любимая книга. Традиционно находятся и идущие против течения, устраивающие провокации, я тоже как-то раз устроила, каюсь. А вот на встрече, вопреки ожиданиям, нашлись не только любители, но и такие же противники.
Обычно в заслугу ставят афоризмы и философию книги, но мне они кажутся не настолько уж уникальными, вдобавок чересчур сентиментальными, взаимоотношения между персонажами – откровенно странными, совсем не умиляет трюк с барашком в коробке, а Лис откровенно раздражает своей наглостью. «Тебе надо – ты и приручайся, – хочется сказать ему. – А то пляши вокруг тебя с бубном, а ты будешь нос воротить.» У Сент-Экзюпери взрослому человеку лучше прочитать «Планету людей», а если хочется философских сказок, то можно взять «Последнего единорога» Питера Бигла.
В зарубежных анти-рекомендациях чаще других упоминается «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера, не исключено, что из-за школьной программы, в которую книга наверняка входит, но говорят, культ вокруг этого романа тоже внушительный и читатели восхищаются, какой же главный герой прекрасный и непонятый, а недоумевающие утверждают, что ничего в нём прекрасного нет, он довольно мерзкий подросток, к тому же запутавшийся, да и написано примитивно.
Всё, что о книге помню я – это что она промелькнула по моим глазам, не оставив после себя вообще никаких воспоминаний, другие участники дискуссии подумали и сказали, что у них тоже, никто не нашёл, за что её можно особо хвалить. Проблемы современных подростков сейчас несколько иные, так что остаётся винить во всём Марка Чепмена, принесшую книге тёмную, хоть и неувядающую, славу. Лучше будет прочитать другую книгу Сэлинджера – «Выше стропила, плотники», а если вам интересна тема взросления подростков, то есть небольшой хороший роман Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней».
Одним из самых больших разочарований последних лет для меня стала книга с лёгким налётом постапокалиптики «Орикс и Коростель», авторства популярной нынче Маргарет Этвуд. Я много лет присматривалась к тому, как её хвалили за необычный сюжет и мрачные футуристические прогнозы, во что может превратить планету достаточно безумный и беспринципный учёный. Казалось, что автор заворожившего меня когда-то «Рассказа служанки» должен и в этот раз выдать нечто необычное, но вместо этого я получила совершенно унылое затянутое повествование о вреде ГМО.
Да и сам мир недалёкого будущего получился такой противный и человеконенавистнический, что его даже не хотелось спасать от конца света. Мир после конца света, кстати, оказался не лучше, а новая идеальная раса, которую вывели на смену людям, вызывала, скорее, брезгливость, чем умиление. Повествование, идущее от лица главного героя, пережившего катастрофу, настолько дёрганое и путаное, что я уже к середине даже не пыталась следить за событиями и вникать в происходящее. Из необычной постапокалиптики с генными мутациями я б лучше посоветовала почитать «Отклонение от нормы» Джона Уиндема, «Путешествие Иеро» Стерлинга Ланье или «Мой ангел Крысолов» Ольги Родионовой.
Как страстному любителю стимпанка мне всегда было интересно прочитать произведение, которое называют манифестом жанра, книгу с которой всё началось – «Машину различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга. Что интересно, Гибсон был ещё и отцом-основателем киберпанка, так что я была заинтригована вдвойне, как же ему удалось придумать два таких разных типа мироустройства, ведь сейчас эти жанры воспринимаются как противоположности. Оказалось, что никак. Он не придумывал никакого стимпанка, высмеивал фанатов нового жанра, а «Машину различий» писал просто как киберпанк в антураже викторианской Англии. Серьезно, всё то же самое, что и в классическом киберпанке, только декорации винтажные. Мрачность, безысходность замкнутой системы, где каждый человек – лишь винтик. Вместо железных перенаселенных городов, опутанных проводами – лондонские трущобы, такие же нищие, только развлечений и наркотиков поменьше. Вместо мировых корпораций в небоскребах – зазнавшаяся аристократия в богатых особняках. Та же самая антиутопия, только основанная на реальных событиях, Гибсону со Стерлингом даже выдумывать особенно ничего не пришлось, всё это уже описывалось в английской классике.
Я с трудом дочитала этот огромный роман с постоянно сменяющейся чехардой героев и решительно не поняла, за что ж его так хвалят. Наверное, за роль в становлении жанра. Больше не за что. Если вам интересен стимпанк, то нужно читать «Пересмешника» Алексея Пехова или «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга.
Когда речь заходит о книгах, касающихся Второй Мировой Войны, люди боятся вообще что-либо критиковать, чтобы ничьих чувств ненароком не задеть: захочешь поругать книгу, а там концлагерь, оккупация или Холокост, и вместо литературоведческого спора получится историческая провокация, как было с «Мальчиком в полосатой пижаме». Но есть, мне кажется, одна книга, художественные недостатки которой настолько перевешивают все зачатки мыслей о доброте, чувстве вины и прощении, что я не понимаю, за что её так часто хвалят. Это «Чтец» Бернхарда Шлинка.
Большая часть действия проходит в постели, причём, с несовершеннолетним, но если за это ту же «Лолиту», например, ругают куда чаще, чем хвалят, то особых претензий к Шлинку я не видела, возможно, потому что повествование ведётся от лица самого несовершеннолетнего. По сути он просто всю книгу читает своей возлюбленной вслух, а в финале нам дадут крупицу её тёмного военного прошлого – и всё, больше в сюжете ничего нет. Книга к тому же очень маленькая, не исключаю, что её можно было написать больше и глубже, но у автора просто не получилось. Вдвойне удивляют потому восторги, премии и голливудская экранизация. О книжной жизни во время войны лучше почитать «Книжного вора» Маркуса Зузака, а если вам хочется настоящего погружения в бездны вины и агонии, то «Благоволительниц» Джонатана Литтелла. Вот уж где реальная провокация.
И, конечно, упомянутых авторов вы можете взять в Белинке, чтобы бурно поспорить со мной:
Барри Джеймс. Питер Пэн. — Екатеринбург : Ладъ, 1992. — 96 с. Инв. номер Б 2157617-КХ
Бигл Питер. Последний единорог. — М. : ЭКСМО, 2003. — 636 с. — (Шедевры фантастики). Инв. номер 2245340-КХ
Велтистов Евгений. Гум-гам и другие сказочные повести. — Москва : ТПО «Интерфейс», 1994. — 448 с. — (Семейная библиотека). Шифр 84Р6-4; Авторский знак В278; Инв. номер 2180977-КХ(А)
Вудинг Крис. Элайзабел Крэй и Темное Братство. — Москва. — Санкт-Петербург : ЭКСМО : Домино, 2004. — 447 с. — (Детский бестселлер). Шифр 84(3); Авторский знак К855; Инв. номер 2297419-КХ(А)
Гибсон Уильям. Машина различий. — Екатеринбург : У-Фактория, 2002. — 590 с. — (Киберtime/fiction). Инв. номер 2231477-КХ
Зузак Маркус. Книжный вор. — Санкт-Петербург. — Москва : Домино : Эксмо, 2010. — 559 с. — (Интеллектуальный бестселлер). Инв. номер 2318881-КХ
Ланье Стерлинг. Странствия Иеро. — Москва. — Санкт-Петербург : Эксмо : Домино, 2009. — 685 с. — (Шедевры фантастики). Инв. номер 2400633-КХ
Литтелл Джонатан. Благоволительницы. — Москва : Ad Marginem, 2012. — 799 с. Инв. номер Б 2338256-КХ
Пехов Алексей. Пересмешник. — Москва : Армада : Издательство Альфа-книга, 2010. — 476 с. — (Магия фэнтези). Инв. номер 2312327-КХ
Родионова Ольга. Мой ангел Крысолов. — Москва : Эксмо, 2009. — 414 с. — (Эпоха доблести). Инв. номер 2303381-КХ
Сент-Экзюпери Антуан. Избранное. — Москва : Правда, 1987. — 445 с. Инв. номер 2028421-КХ
Сэлинджер Джером. Над пропастью во ржи. Выше стропила, плотники. — Москва : Радуга, 1983. — 762 с. — (Библиотека литературы США). Инв. номер 1889519-КХ
Уайлдер Лора Инглз. Маленький домик в Больших Лесах. Домик в прерии. На берегу Тенистого ручья. — Москва : Терра, 1997. — 493 с. — (Библиотека для девочек). Инв. номер 2389603-КХ
Уайт Элвин. Стюарт Литл. — М. : Просвещение, 1976. — 95 c. — (Читаем по-английски). Шифр 81.2Анг.я71; Авторский знак У139; Инв. номер С 1687603-ИНО
Уиндем Джон. День триффидов. Отклонение от нормы. — Екатеринбург : Средне-Уральское книжное издательство, 1993. — 367 с. — (Фантастика). Инв. номер 2171282-КХ
Чбоски Стивен. Хорошо быть тихоней. — Санкт-Петербург : Азбука, 2013. — 287 с. — (Азбука-бестселлер). Шифр 84(3); Авторский знак Ч-329; Инв. номер 2368121-КХ(А)
Шлинк Бернхард. Чтец. — Санкт-Петербург, 2009. — 224 с. Шифр 84(3); Авторский знак Ш691; Инв. номер 2295440-КХ(А)
Этвуд Маргарет. Рассказ Служанки. — Москва : ЭКСМО, 2010. — 350 с. — (Pocket book). Инв. номер С 2380342-КХ
13 декабря, 2018 в 10:44
Очень интересно и очень актуально! На самом деле, есть произведения, которые как бы принято любить, и сказать тут что-то обратное даже неловко. Порадовало про «Маленького принца», на редкость, по-моему, унылая книжка))
13 декабря, 2018 в 12:32
Полностью согласна с Валентиной Петровной)) мне в детстве совершенно непонятна была (да и сейчас тоже) любовь детей к Мэри Поппинс, для меня она всегда ассоциировалась с какой-то злобной волшебницей, прилетевшей «потусить» на землю и заодно поиграть с душами тех маленьких детей. До сих пор вспоминаю, в каком трансе сидела от сюрреалистичной сцены в зоопарке, мне казалось, что это книга явно не для моего возраста)
14 декабря, 2018 в 14:10
Валентина, вот именно. Чувствуешь себя виновным, что не понял великого, хотя остальные книги почему-то все нормально критикуют и никто не в обиде) Но, если вспомнить, у каждого из нас тоже есть любимое, за критику которого можем и побить х)
Owl, кстати да, Мэри Поппинс и для меня была поводом для недоумений — злобная самовлюблённая тётка, издевающаяся над героями. Никакой любви к детям, никакого педагогического таланта, «лучшей няней» её делает разве что это самое волшебство. Но её многие за это критикуют, так что не стала включать)