Суждения о науке и искусстве от Леонардо да Винчи
В гениальности великого итальянского художника и мыслителя эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) сегодня вряд ли кто-либо усомнится – настолько огромен оставленный им багаж знаний, охватывающий практически все сферы науки и искусства. Он уже давно перестал быть «только лишь» одним из героев учебника по МХК для старших классов, выходя далеко за рамки школьной и даже вузовской учебной программы. Сегодня Леонардо да Винчи – полноценный персонаж поп-культуры: его высказывания пишут граффитисты на стенах, картины становятся героями современных книжных блокбастеров, а сама его личность, в силу своей неординарности и неоднозначности – толкает молодых писателей и биографов к созданию многочисленных авторских легенд, где мастер – самое, что ни на есть, первостепенное лицо.
Но всегда интересно узнать – как мыслил сам гений? Способны ли мы здесь и сейчас, через века, самостоятельно услышать голос мастера? В этом нам как раз и могут помочь заметки и статьи, написанные Леонардо да Винчи и собранные в его книге «Суждения о науке и искусстве».
Отметим, что представленные в книге тексты – лишь капля в море, частица от того гигантского зеркала познания, куда так часто любил заглядывать художник и ученый – ибо всего им было написано около семи тысяч страниц зашифрованного рукописного текста, перевести и сохранить из которых историкам удалось, увы, немногое. Будучи ярчайшим представителем нового, экспериментального естествознания, Леонардо оставил в математике, анатомии, механике, гидротехнике и даже авиастроении не менее заметный след, чем в теории и истории искусства. И даже при беглом чтении его «Суждений» сие становится заметно даже невооруженным глазом.
Кстати о глазах. Этот орган играет для автора данной книги огромную роль, можно сказать, что само понятие зрения является в рассуждениях художника первичным, так как именно от зрения, по мысли автора, берут свое начало все другие чувства. Визуально книга поделена на две части, в первой из них знаменитый итальянец ведет диалог с незримым оппонентом, который, судя по высказываниям самого да Винчи является никем иным, как поэтом – представителем самой ложной, по мнению художника, гуманитарной дисциплины.
С ним, с этим предполагаемым поэтом, ведет свой жаркий дискурс мастер кисти и колбы, методично и невероятно искусно доказывая тому, что все, что берет свое начало «с языка» — то есть из уст каких-либо поэтов, ораторов и философов, все это суть вторично и лживо, ибо похищает таким образом оригинальную красоту искусства, не передаваемую напрямую ничем иным, кроме как живописью – «дочерью Бога». Также и себя, и своих учеников и коллег-живописцев да Винчи называет «учениками Природы» и «учениками Божественного», что для него в понятийном смысле становится равноценными явлениями, так как сама по себе Природа есть проявление Божественной воли и есть доказательство присутствия Бога именно как великого конструктора всего сущего на земле.
Также первая часть этого своеобразного сборника содержит подробнейшие инструкции по детальному изображению на полотне военных и иных художественных сюжетов, плюс материалы по перспективе, понятия о свете и тени в живописи и о проекции динамики живых фигур в пространстве картины. Все это рассказано самим да Винчи настолько подробно и красочно, что невольно кажется, будто бы ты уже видишь перед собой эту картину, словно полотно уже готовое находится перед тобой, и его создатель лишь милостиво объясняет тебе технические особенности прекрасной картины.
Вторая же часть книги представляет собой рассуждения мастера о науке, в которых тот доказывает неоспоримое первенство математики над всеми иными естественными науками, ибо это то научное пространство, из которого вытекают все остальные, будь то биология, анатомия или ботаника. Очень много здесь подробных зарисовок того, как следует снимать рисунок с человека, подмечая особенности его внешности, а затем проверяя правильность этих черт через исследование настоящего человеческого тела. Имеется здесь ссылка и на «скандальные» для своего века опыты да Винчи с телами умерших, итогом которых стали великолепные работы мастера по анатомии. Здесь же сравнивает ученый скульптуру и живопись, рассуждая о прикладном назначении каждой из этих дисциплин и отмечая их достоинства и недостатки.
Думаю, уже по одному только стилю, с каким написана эта заметка, читатель блога может догадаться – до какой степени происходит погружение читающего в зафиксированные на бумаге речи Леонардо да Винчи. Слово мастера, застывшее с помощью чернил – отдельный предмет разговора, но это не передать обычным типом изъяснения, это надо читать и это надо прочувствовать. Создающийся в итоге эффект практически «личной» беседы с гением – одно из безусловных достоинств данной книги и требует от нас как от читателей особой благодарности замечательным переводчикам А. Губеру и В. П. Зубову, которым удалось добиться при переводе текста ощущения стопроцентного присутствия и прогулки с мастером по горным долинам Фландрии.
Юмор и жизнелюбие, с которым Леонардо излагает свои мысли, пленяет буквально с первых строк – отчасти потому, что от такого мэтра наук и искусства не ожидаешь в одном предложении описания красот природы и соседствующего рядом крепкого словца, обличающего нерадивых художников. Однако мастер искренне недоумевает относительно того, как можно считать себя художником и писать, по его же выражению, «прелестные головы» — но при этом совершенно не интересоваться природой и механикой ее, и в целом окружающего тебя мира. Для этого человека наука и искусство были неотделимы между собой — как неотделимы день и ночь.
Не зря художник так любил рассеянный свет, проявляющийся только в плохую погоду, или при дожде, или в предзакатных сумерках – на тонкой грани пограничных состояний природы художник способен был уловить ту тайную красоту, которую многие поэты впоследствии называли «отражением души», когда внутренний свет как бы проглядывает сквозь внешнюю, физическую оболочку. В частности, именно в этой технике – сфумато, был написан портрет Джоконды, и по сей день олицетворяющий всю гениальность и одновременную загадочность Леонардо да Винчи.
Для тех, кому читать чистый текст покажется скучным – предлагаем синхронный просмотр альбома с работами итальянского мастера, изданный в серии TASCHEN – в нем великолепно проиллюстрированы как первая, так и вторая часть «Суждений» Леонардо.
Информация о книгах:
Да Винчи Л. Суждение о науке и искусстве / Леонардо да Винчи, пер. с итал. А. А. Губера, В. П. Зубова под ред. А. К. Дживелегова. – СПб. : Азбука : Азбука-Аттикус, 2015. – 224 с. (Азбука-классика. Non-Fiction). Инв. номер С2379287-КХ.
Цельнер Ф. Леонардо да Винчи, 1452 — 1519: художник и ученый / Франк Цельнер. Москва. – Кельн.: АРТ-Родник : TASCHEN, 2010. — 96 с. (TASCHEN 25). Инв. номер В2336735-КХ, В2350611-КХ.
18 декабря, 2018 в 16:57
Неожиданные для меня суждения великого Да Винчи, вот скажем, о ложных науках. Много в книги интересных мест, где ты получаешь исчерпывающий ответ. Для себя отметила некоторые главы, например,»О живописи и перспективе», потому что рисую. И конечно, нельзя не сказать о интересных цитатах, которых много в книге.
Мне книга понравилась.
18 декабря, 2018 в 18:50
Лара, спасибо за отклик! Очень радует, что книга имеет своего читателя и в кругах художников, потому как здорово рисовать и понимать, что сам причастен к поприщу столь прославленного мастера )
19 декабря, 2018 в 11:27
Очень интересно! Ваши размышления о книге Леонардо заставляют пойти почитать ее.
Мне интересно выражение: «Живопись — дочь Бога» Хочется проверить эти слова, рассматривая работы живописцев эпохи Возрождения. Но как эти слова соотнести с творчеством великих голландцев 17-18 вв.?
Хочу посоветовать почитать книгу Евгения Трубецкого «Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках». Продолжит ли этот автор мысль Леонардо да Винчи о «дочери Бога»?
19 декабря, 2018 в 13:45
Галина Романовна, благодарим за отзыв! Очень рада, что статья вам понравилась и книга заинтересовала)
По поводу выражения «Живопись — дочь Бога»: судя по многочисленным материалам о жизни художника, осмелюсь предположить, что в данном случае мастером имелось в виду сопоставление художника и бога как творцов (в широком смысле этого слова). Художник создает свои картины, опираясь на собственный физический опыт освоения мира, что позволяет ему создавать максимально детализированные образы и даже, можно сказать, микромиры на своих художественных полотнах. А так как опыт этот идет от живой природы, созданной Господом, то и получается, что художник словно бог — копирует зеркально наш мир через живопись.
Спасибо за предложенную книгу Евгения Трубецкого — обязательно возьмем ее на заметку и изучим, действительно хорошую мысль о продолжении философии да Винчи вы высказали.
23 декабря, 2018 в 18:29
Лена не смогла пройти мимо своей любимой темы) эх, в наше время можно было только мечтать о таких книгах!)