Гофман и другие
Среди писателей в любое время хватает людей с «гражданскими» профессиями и полупрофессиональными хобби. Всегда есть и те, кто сумел одинаково ярко проявить себя в разных сферах: науке и литературе, живописи и поэзии.
Хотя, конечно, всё равно на весах времени перевешивает что-то одно. И Александр Чаянов – прежде всего экономист, а выдающийся палеонтолог Иван Ефремов – уже во-первых писатель. И Волошин – поэт, который очень хорошо рисовал. А Набоков – литератор, который до самозабвения увлекался энтомологией.
Эрнст Теодор Амадей Гофман обладал многочисленными талантами и небезуспешно все их реализовал. Но его музыкальные и особенно живописные произведения известны, наверное, только специалистам, а книги, полные музыки и тайны – всем, независимо от возраста и читательской квалификации. Детям нравится история Мартина-бочара, искушённые ценители холодеют от ужаса над «Эликсирами сатаны», балетоманы сравнивают прелестную «Коппелию» с её мрачным первоисточником и разбирают на детали сложный механизм «Девушки с фарфоровыми глазами». И конечно, все любят «Щелкунчика».
Гофман – это давняя любовь и бесспорная часть русской культуры. Отечественная Гофманиана огромна, свой след оставили в ней многие замечательные люди, хотя достаточно было бы и двоих: Гоголя и Булгакова. Именно он, уроженец не чужого нам Кёнигсберга, великий немецкий романтик с исключительно трезвым умом, то и дело становился лучшим наставником-проводником по российской жизни и самым тёмным ее закоулкам.
Понимание двойственности и зыбкости этого мира, привычная готовность к переменам, поворотам, переходам из тени в свет, уверенность в том, что любой предмет может обернуться своей противоположностью, что все живые рискуют одинаково и каждую минуту – не этому ли учились у Гофмана поколения русских читателей? А лучшие его ученики ещё и твёрдо усвоили, что надо иметь хотя бы одну запасную профессию (не забудем, что наш герой был вообще-то юристом и работал по специальности). Что каким бы ты ни был интеллектуалом, истинная проверка твоего мастерства – это написать хорошую детскую книжку на все времена.
Что несмотря на времена и обстоятельства, Новый год придёт, музыка согреет, а кот насмешит… Интересно, кстати, что самые обаятельные «кошачьи» истории последнего времени сочинили люди, как и автор бессмертного «Кота Мурра», не чуждые музыке. Историк и писатель Илья Бояшов («Путь Мури») – сын композитора, в молодости поигравший в рок-коллективе. А чудесные «Дни Савелия» написал Григорий Служитель, актёр Студии театрального искусства и солист группы O’Casey. Может быть, у музыкантов существует особый канал связи с этими загадочными существами?
Волшебник Гофман и еще несколько универсальных писателей:
Гофман Э. Т. А. Крейслериана. Житейские воззрения Кота Мурра. Дневники / Эрнст Тедор Амадей Гофман. – М.: Наука, 1972. – 667 с. (Литературные памятники). Инв. номер 1528085, 1530116. Только одна книга, в которой много музыки и о музыке. Гофман у нас в библиотеке есть на любой вкус, начиная с 70-х годов XIX века.
Моррис У. Вести ниоткуда, или Эпоха спокойствия / Уильям Моррис. — М.: Гослитиздат, 1962. — 312 с. Инв. номер М1090983. От Германии и музыки к Англии и живописи. Роман-утопия о человечестве, которое вернулось к природе и подлинным ценностям. Уильям Моррис – один из самых ярких, умных, разносторонних и по-человечески привлекательных представителей движения прерафаэлитов. Поэт, художник, дизайнер (считается, что именно он впервые употребил это слово как обозначение профессии), издатель, переводчик, социальный мыслитель, основоположник жанра фэнтези, автор красивых романов с красивыми названиями. «Воды дивных островов» есть и у нас.
Одоевский В. Ф. Записки для моего праправнука: [повести, статьи, письма, критика и воспоминания современников, московские адреса]/ Владимир Одоевский. – Москва: Русскiй мiръ, 2006. – 509 с. (Большая Московская Библиотека). Инв. номер 2277452-КХ. Автор «Городка в табакерке» – необыкновенно интересный и одарённый человек: писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель, заместитель, между прочим, директора Императорской Публичной библиотеки, хозяин популярного салона. Он писал сказки, светские новеллы, опять же утопические романы («4338. Петербургские письма»), вёл симпатичную кулинарную колонку в «Литературной газете» под именем «доктора Пуфа».
Русский круг Гофмана: [антология]. – М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2009. – 670 с., [12] л. цв. ил. Инв. номер Б2306972-КХ. «О муза! Гофмана я развернул вчера и зачитался до рассвета…». Большой, исчерпывающий и очень красивый том, изданный Библиотекой иностранной литературы. Здесь те, кто любил Гофмана, писал о Гофмане и под Гофмана, жил им, лечился им: от Пушкина и Чайковского до Мейерхольда и «Серапионовых братьев», Кушнера, Тарковского, Михаила Шемякина. Список бесконечен и, конечно, не окончателен.
Чаянов А. В. Венецианское зеркало: повести / Александр Чаянов. – М.: Современник, 1989. – 236 с. (Из наследия). Инв. номер 2086279, 2081931. Книга одного из самых преданных русских поклонников Гофмана, учёного с мировым именем и трагической судьбой. И в его наследии, кроме изящных «гофманианских» повестей, тоже есть книга о будущем – «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Наверное, люди с многомерным видением просто не могут не думать о том, что станет с человеком и человечеством.
18 декабря, 2018 в 13:22
Да Валюшка, я тоже поняла, что запасную профессию надо. Неужели мне еще Гофмана надо читать? Ну впереди каникулы…
18 декабря, 2018 в 13:34
Да, Надюшка, твой список пополняется))