Место на полке-8. Пушкин
СЕМЬ КНИГ ДЛЯ ЛЕТА
Он, как известно, лето недолюбливал — особенно лето русское, «карикатуру южных зим». И сегодня именно тот день, когда мы с ним от души солидарны! Прославился он как певец осени, времени душевной гармонии и плодотворного труда. Но все-таки в нашей истории и благодарной памяти Пушкин — это вечное лето. Это полдень, свет, тепло, цветение. Это счастье, которого не заменят ни воля, ни покой. Это жизнь, которая всё равно сильнее смерти — как бы рано и обидно она ни заканчивалась.
Домик в Коломне / Александр Пушкин; грав. на дереве В. А. Фаворского. – Л.: Художник РСФСР, 1989. – 25 с. Инв. номер В2097668
Написанная классической октавой, очаровательная безделка зрелого Пушкина – лёгкая, изящная, поминутно заставляющая улыбаться и настраивающая на особый, летний жизненный лад. А изысканное оформление Владимира Фаворского добавляет ей неожиданной глубины и двойственности.
Параша (так звалась красотка наша)
Умела мыть и гладить, шить и плесть;
Всем домом правила одна Параша,
Поручено ей было счеты весть,
При ней варилась гречневая каша
(Сей важный труд ей помогала несть
Стряпуха Фекла, добрая старуха,
Давно лишенная чутья и слуха).
Евгений Онегин: роман в стихах / Александр Пушкин; [ил. Е. Самокиш-Судковской ]. – СПБ: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 303 с. (Классика: лучшее из великого). Инв. номер Б2308680
И пусть эстеты кривятся от этих слишком, может быть, нарядных, слишком гладких иллюстраций Елены Самокиш-Судковской. Добужинский, Кузьмин – они, конечно, прекрасны, но как хочется иногда отойти от их утончённой графики и порадовать глаз цветами и красками! Полюбоваться красивыми лицами, подумать, какие они еще все (не только Татьяна) молодые, неопытные, уязвимые. И перечитать самые летние страницы этого романа, надышаться этим воздухом, снова побродить по этим тропинкам.
Прогулки, чтенье, сон глубокий,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина…
Лицейская лирика /Александр Пушкин; [сост. М. Виролайнен; худож. Э. Насибулин]. – СПб: Санкт-Петербург : «Художественная литература». Санкт-Петербургское отделение, 1993. – 255 с. Инв. номер М2388503-КХ
Та часть пушкинского наследия, которую мы хуже всего знаем и реже всего перечитываем. Но и здесь есть настоящие жемчужины, есть свежесть и радость, и чувство, что вся жизнь впереди. Это Пушкин в чем-то еще совсем наивный, по-юношески болтливый и необыкновенно милый – что только подчёркивают дивные иллюстрации Энгеля Насибулина.
Где ландыш белоснежный
Сплелся с фиалкой нежной
И быстрый ручеек,
В струях неся цветок,
Невидимый для взора,
Лепечет у забора…
Медный всадник. Петербургская повесть / Александр Пушкин; худож. А. Бенуа; ред. П. Щеголев. – СПб: Ком-т популяризации худож. изданий, 1923. – 77 с. Инв. номер 542422
Может быть, в ваших летних планах есть северная столица, белые ночи и алые паруса. Тогда, конечно, не обойтись без самой петербургской из всех русских повестей. Но не стоит сейчас идти дальше яркого и праздничного вступления (вы же помните, что потом осень и очень грустно).
…Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Повести Белкина / Александр Пушкин; худож. В. Милашевский. – М.: Худож. лит., 1983. – 168 с. Инв. номер 1888233
Пять увлекательных сюжетов, пять чудесных историй, каждая из которых могла бы повернуться совсем иначе, а повернулась вот так. Дуня не погибла, Маша полюбила того, кого надо; самое страшное оказывается сном, худшие предчувствия не сбылись. Из каждой головоломной ситуации возможен неожиданный и достойный выход. Жизнь – не то же самое, что мы о ней думаем: она добрее и удивительнее. Как ненавязчиво Пушкин отучает нас от нашего дремучего и необязательного драматизма. И как жаль, что для русской литературы эти уроки прошли совершенно бесследно.
…Но все должны были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностию, как говорили тамошние барышни. Ему было около двадцати шести лет. Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны. Марья Гавриловна очень его отличала.
Прекрасны вы, брега Тавриды: Стихи о Крыме / Александр Пушкин; [худож. В. Жерибор]. – Симферополь: Таврия, 1981. – 142 с. Инв. номер М2388488-ОРК
Или вы собираетесь в Крым? Александр Сергеевич и здесь станет вам приятным спутником и незаменимым собеседником.
Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега,
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?..
Руслан и Людмила. Поэма / Александр Пушкин; [ил. Т. Мавриной]. – М.: Гослитиздат, 1960. – 151 с. Инв. номер В1008859
Первый настоящий успех Пушкина и поэма, так и оставшаяся любимейшей для многих его современников. Волшебная история, ироничная и простодушная, которая ласкает слух и душу, читается на одном дыхании и даёт это неповторимое чувство: мы дома, дуб зелёный на месте, всё будет хорошо.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса…
6 июня, 2019 в 10:38
Спасибо! С днем рождения Пушкина и Библиотеки (нашей)!
6 июня, 2019 в 10:49
И тебя, Мариночка!