Инди-драмы поколения Z. Часть 1: Мифы Рейчел Уорд и Киры Касс
За окном нынче – холодина (несмотря на то, что еще август вообще-то), а ветрище пронизывает так, что впору закупаться дорожным пальто мисс Мэри Поппинс – не то этот самый «ветер перемен» рискует застудить нам все легкие. Именно поэтому, сегодня мне хотелось бы поговорить о литературе, которая призвана хоть сколько-нибудь «скрасить» столь грустное настроение уральской погоды.
Писательницы, о творчестве которых сегодня пойдет речь, работают с текстом, оглядываясь, прежде всего, на так называемое «поколение Z» — детей, родившихся после наступления нового тысячелетия. Это поколение миллениалов, в наши дни превратившееся в непростых подростков, чей уровень глубины чувств уже не поддается анализу печальных дядь и тёть, восхвалявших когда-то для нас самих, рожденных в 70-е и 80-е, красоты и глубину чувств персонажей Толстого и Достоевского. К такой молодежи сегодня прочно прикрепилась приставка «инди», относящаяся отнюдь не к любителям болливуда, или индийской культуры в целом — но открывающая масштабные, а оттого немного пугающие просторы термина «дети-индиго».
Учитывая, над какими проблемами сейчас задумывается молодежь (глобальное потепление, борьба за права животных, расширение медиасферы для всех категорий граждан, поиск лекарства от неизлечимых болезней) – становится легко предположить, что и в эмоциональной сфере у них не все так просто, как было у людей еще лет десять-пятнадцать назад.
Чувства этих новых людей гораздо сложнее и имеют гораздо больше уровней, чем мы сейчас можем себе представить. К тому же, зачастую, они не так однозначны и не поддаются расшифровке с первого раза, сохраняя до самого конца свое «второе дно». Лишь тот, кто это «второе дно» откроет (в положенный им срок, а никак не раньше и не позже), тот выиграет у нового поколения не только уважение, но, возможно и дружбу. Если сильно повезет, даже шанс взглянуть на себя настоящего – именно потому, что такой условный «взрослый» — «допёр», «понял фишку» их своеобразного мышления и способа прочувствовать окружающий мир и других людей в нём.
Уж не знаю, каким чудом, но некоторые современные зарубежные писатели как раз-таки «просекли» эту фишку – благодаря чему, мы сегодня можем познакомиться с такими разными, но от этого не менее интересными произведениями в жанре «young adult». И да, как ни странно, большинство из этих авторов – женщины, предвестницы Богини-Матери, очевидно (шутка).
Сегодня миром правят истории о хорошеньких женщинах, ломающих к чертям собачьим создающиеся десятилетиями политические системы. В любой момент ты, да-да, именно ТЫ можешь оказаться одной из них =)
Так, или иначе, но подобную литературу, на сегодняшний день, можно разделить на две обширные (по количеству написанных произведений) группы: это А) Романтическая антиутопия с элементами фантастики; Б) Реалити инди-драма, то есть мир в этих книгах абсолютно такой же, как в обычной жизни, однако все события показаны с точки зрения необычных молодых людей, как правило аутсайдеров или, наоборот, обладающих определенным жизненным успехом в силу своих «отличий» от «серого» большинства (прилежная учеба, житейская мудрость, нестандартный взгляд на мир и т.п.).
Начнем мы с романтической антиутопии, так как под столь отвратительную погоду лишь осознание того, что мы можем на короткий срок погрузиться в некий причудливый мир будущего и понаблюдать за мытарствами его героев – лишь это существенно согреет нашу душу. Можно даже без вездесущего кофе. Ибо со времен прихода в большую литературу Сьюзен Коллинз с её «голодными играми», женщины-писательницы продолжают творить коллективный Миф. Миф о будущем, которое может быть страшным – и сладостно-привлекательным одновременно.
Официальное издание трилогии «Числа» на русском языке
Одним из безусловных лидеров «интеллектуальной подростковой антиутопии» последнего десятилетия смело можно считать англичанку Рейчел Уорд (р.1965). Ворвавшись в 2009 году со своей фантастической трилогией «Числа» в поток современной молодежной прозы, Уорд сразу же заняла лидирующие позиции в списках лучших бестселлеров по версии New York Times. Книги этого автора были переведены на десятки языков по всему миру, и на сегодняшний день заслуженно носят звание «культовых». Так в чем же секрет Р. Уорд, позволивший ей покорить сердца миллионов подростков по всей планете?
Ответ кроется, как ни странно, в деталях построения писательницей своего творческого мира. «Числа», так же, как и дилогия «Тёмная вода» (2013г.) рассказывают нам о недалеком будущем, где мир практически не изменился и не подвергся модернизации супертехнологиями. То, что считалось сверхъестественным – по сути, им и остается, однако человечество в мире Уорд относится к таким вещам гораздо терпимее, допуская возможность существования потустороннего контекста.
Подобный подход делает происходящее в книгах Уорд максимально реалистичным, то есть людям, читающим «Числа» или «Тёмную воду», не нужно задумываться над тем, как будет или должен выглядеть тот, или иной предмет в 2030-м году, например. Мобильники остаются мобильниками, а компьютеры — компьютерами, создавая тем самым комфортное восприятие этого возможного, с точки зрения нашей реальности, пространства.
Официальное промо первой книги Р. Уорд на англ. яз. Согласитесь, довольно атмосферно?
Герои в том мире оказываются наделены определенными способностями, появляющимися у них вследствие печальных жизненных обстоятельств. Но, здесь нужно особо отметить, что подростки, о которых идет речь в историях Р. Уорд – это дети, прежде всего, из неблагополучных семей. И это еще один момент, объединяющий творческую вселенную писательницы. Играя с общим американским мифом об аутсайдерах как гениях, непонятых обществом, Уорд выстраивает сложную параллель из взаимоотношений таких ребят не только со всей социальной средой в целом, но и с конкретно родителями, как одним из главных «пусковых механизмов» при возникновении того или иного «темного дара», проявляющегося у их же детей.
Уорд использует кольцевую концепцию сюжета, согласно которой проклятье «видения» передается из поколения в поколение. Это помогает читателю проникнуться сочувствием ко всем героям
Так, в первой части трилогии «Числа», мать главной героини страдает наркотической зависимостью, что, по мнению девочки, и становится причиной появления у нее способности видеть в глазах человека дату его смерти. В дилогии же о братьях Карле и Робе («Темная вода»), мать главных героев – алкоголичка, не способная на протяжении многих лет справиться со своим недугом. Мало того, по отношению к сыновьям она не раз грешит применением физического насилия, что делает старшего брата, Роба, абсолютно неуправляемым и жестоким подростком, чьи выходки, в конечном итоге, приводят к страшной трагедии – последствия которой вынужден всю свою жизнь «расхлёбывать» его младший брат, невольно получивший дар общения с покойными.
Оба произведения выстроены по принципу «мистического триллера»: обязательно есть загадка и кольцевая вневременная конструкция, когда идея справедливости, приносимой неким Роком, Фатумом, или собственно призраком – преследует героев даже через десятилетия, возвращаясь бумерангом к их детям.
В третьей части «Чисел» читателей ждет сюрприз, пожалуй, самый неординарный за все книги автора. Но тем интересней, не так ли?)
И в то же время, одно из главных мест в книгах Р. Уорд занимают простые человеческие взаимоотношения. Не обладая яркой помпезностью, чувства девчонок и парней из «Темной воды» и «Чисел» имеют, тем не менее, своеобразный шарм: так, писательница часто делает акцент на том, что в «наше время» девушке порой очень сложно определиться, любит ли она одного человека, или сразу двух – и какого рода эта любовь вообще. Затрагивает Уорд и темы деструктивных отношений, когда один в паре – жертва, принимающая унижения от своего партнера, осознающая при этом всю чудовищность ситуации – но не способная хоть как-то эту ситуацию изменить, или вовсе прекратить подобные, паразитирующие на светлой стороне любви, чувства.
«Темная вода», официальная обложка русского издания. Очень сильная книга, в которой герои проживают действительно реальные жизни
Такой биполярный расклад близок современной молодежи, так как она часто сама не в силах классифицировать свои чувства и эмоции, и разбираться в них — для неё равносильно поиску выхода из лабиринта, где конечной целью является осознание и принятие себя. В этом многим из них помогают такие вот жутковатые, но вполне имеющие место быть истории. В итоге, эмоциональный посыл романов Рэйчел Уорд сводится не к конечности человеческого бытия и встрече с необъяснимым – но к важности любви как таковой: общечеловеческой, и родителей к детям. Лишь сплоченность семьи позволяет удержаться на плаву в столь странном мире, где реальность лежит слишком близко к вымыслу, а смертельная опасность может исходить от обычного кухонного крана.
В продолжении истории, дочь главных героев — Ник, вынуждена в одиночку бороться с проклятием их семьи, внезапно вернувшимся в их маленький городок
На другом конце этого вымышленного мира лежит пространство абсолютных романтических антиутопий для современных молодых девушек. Родоначальницей одного из самых популярных сегодня поджанров любовного фэнтези стала молодая американка Кира Касс (р. 1981), которая наверняка даже представить себе не могла, что ее трилогия «Отбор» (2012 г.) принесет ей общемировую славу и любовь читателей по всему миру (в том числе и в России).
Добро пожаловать на Бал!.. Или в золотую клетку — выбирайте, что вам больше нравится
Если вы уже читали это произведение, то знаете (а если нет, то узнаете), что писательница сумела полностью модернизировать классическую историю Золушки Шарля Перро в ее конечной инстанции. Иными словами, теперь шанс выйти за принца появляется не только у изящной Синдереллы, но и у еще тридцати четырёх столь же милых девушек, проживающих в Энном королевстве. В романе К. Касс, таким королевством становится Иллеа – государство, построенное на руинах бывших США, уничтоженных в ходе Четвертой мировой войны (с Китаем, кстати).
Главную героиню зовут Америка Сингер, она — новая надежда Иллеа на возвращение демократии. Это, кстати, официальное «досье для Отбора», сделанное американскими фанатами серии в качестве промо =)
Королевская династия иссыхает, так как рождаются на протяжении нескольких поколений одни мальчики – женских же представителей королевского рода сразу выдают замуж за границу, дабы укрепить деловые связи с другими странами. Правящая династия по фамилии Шрив – утраивает грандиозный Отбор, целью которого является подобрать принцу достойную невесту из народа. Для обычного населения, живущего в новой мировой системе каст, это реальный шанс изменить существующее положение дел к лучшему (многие голодают, или занимаются обслуживанием более высокой касты). Для правящей же династии, Отбор есть лучший способ показать простому люду, что у их дочерей всегда есть надежда на сказку, даже если эта сказка – стать сначала принцессой, а затем и королевой страны — происходит у всех на глазах в режиме «реалити-шоу».
Количество шикарных нарядов и драгоценностей в книге не то, чтобы зашкаливает — но дает волю женской фантазии на месяц вперед — это точно 😉
Вообще, «Отбор» — это такая смесь из топовых проектов американского телевидения последних пятнадцати лет: тут львиная доля «Холостяка» приправляется толикой «Голодных игр», и подается со взбитыми сливками из «Топ-модель по-американски». Искать за этим какие-то глубокие смыслы не стоит, ибо все то же самое, только лучше – нам уже поведала мисс Коллинз. Однако скоротать вечер-другой в окружении прекрасного принца и пышных платьев из «мокрого» шелка можно вполне неплохо. Лично мне так хотелось узнать, что же там за сюжетная линия с этими повстанцами – понятно же было, что они изначально не так просты. Однако смысл арки об утраченной американской истории померк столь же быстро, как череда ярких платьев и причесок главной героини книги – леди Америки Сингер.
Тема с повстанцами и такой простой человеческой любовью между капитаном Вудворком и леди Марли — однозначно лучшее, что было во второй книге серии
Но за что же тогда так полюбила американская (и часть общемировой) молодежи этот, честно говоря, довольно скромный проект? Думаю, ответ складывается из нескольких слагаемых:
а) Намек на эпичный сюжет (задумка с делением на касты, утаиванием от общества истинной истории государства и «пророческие», в некотором роде, взаимоотношения США с Китаем все же подкупают поначалу);
б) Сложносочиненные чувства: леди Америка, еще недавно принадлежавшая к касте Пятерок (бедных представителей искусства) любит одновременно сразу двоих – и бывшего своего жениха Аспена, ставшего позже королевским гвардейцем, и несчастно-прекрасного принца Максона Шрива (у того в шкафу свой собственный «скелетец» припрятан).
Да, сегодня мир говорит о том, что любить сразу нескольких мужчин для девушки – это нормально. Ибо все мы помним еще со времен Бэллы, что любови бывают разные и прекрасно могут уживаться в теле одной хрупкой девушки. Просто надо подумать хорошенько, прикинуть все «за» и «против» — и выбрать… Думаю, не будет спойлером, если скажу, что в данном произведении выбор героини оказывается столь очевиден, что второго парня становится просто откровенно жаль.
в) Ну и, конечно, «большая В» — Возможность стать принцессой для любой, абсолютно любой девушки. А уж красавицу неземную из такой девушки сделают уже специально обученные люди. Вот этот последний пункт даже очень хорошо вписывается в структуру современной женской психологии, где очень часто коучи говорят девам юным, что тем совершенно ничего не нужно делать для того, чтобы достойный мужчина выбрал именно их. Мол, самое ж главное – это быть собой, принять себя со всеми своими недостатками и полюбить их. В результате, итак еще не определившаяся душа полностью теряет ориентиры в окружающем мире, и перестает предпринимать какие-либо попытки к саморазвитию, ожидая у окошка того самого «принца», который непременно должен появиться и полюбить её, за её же чистую простоту.
«Отбор» учит юных особ тому, что мало быть просто хорошенькой Золушкой — чтобы победить, нужен еще и мозг
В данном случае, Отбор хорош хотя бы тем, что героиня Киры Касс учится по ходу дела, понимая и пытаясь исправить допущенные ошибки. Она стремится к самосовершенствованию в интеллектуальном и моральном плане – коль скоро судьба предоставила ей такой шанс. Вероятно, именно поэтому, эта книга дарит ощущение светлой надежды, а не откровенной иронии или пренебрежения.
Что ж, такова – «фантастическая» сторона вопроса. В следующей статье мы рассмотрим авторов, работающих в жанре «инди-реалити», то есть описывающих повседневную реальность современной американской молодежи. Поговорим также и о феномене «small town» — тихих городков, жизнь в которых оказывается гораздо интересней, чем в столичном мегаполисе.
Пока что, вы можете самостоятельно найти представленных выше авторов по следующим книжным адресам 🙂 :
Рейчел Уорд:
Числа : трилогия : [повести] / Рейчел Уорд. пер. с англ. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2014. — 635, [3] с. (Воображариум). Шифр 84 (3), Авторский знак У64, Инв. номер 2368104-КХ (А).
Темная вода. Кн. 1 : Когда придет дождь : роман / Рейчел Уорд. пер. с англ. И. Иванова. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 288 с. (Lady Fantasy). Шифр 84 (3), Авторский знак У64, Инв. номер 2378010-КХ (А).
Темная вода. Кн. 2 : Рожденная водой : роман / Рейчел Уорд. Пер. с англ. И. Иванова. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 288 с. (Lady Fantasy). Шифр 84 (3), Авторский знак У64, Инв. номер 2378011-КХ (А).
Кира Касс:
Отбор : роман / Кира Касс. пер. с англ. И. Тетериной. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 320 с. (Lady Fantasy). Шифр 84 (3), Авторский знак К286, Инв. номер 2368336-КХ (А).
Элита : роман / Кира Касс. пер. с англ. И. Тетериной. – СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 320 с. (Lady Fantasy). Шифр 84 (3), Авторский знак К286, Инв. номер 2368356-КХ (А).
14 августа, 2019 в 10:22
О, Лена вернулась, да ещё с такой статьёй!)) Спасибо, а то мы уже соскучились 🙂 ‘Тёмная вода’ заинтересовала как раз потому, что читала в свое время ‘Числа’, очень смешанные были впечатления. А Касс больше для девочек все же пишет, я утомилась читать описания платьев)
14 августа, 2019 в 10:31
Что ж все так взъелись на Отбор? Прекрасная сказка о любви на мой взгляд) зы: картинки в статье классные;)
14 августа, 2019 в 12:50
Да никто не взъелся, просто отмечаем наивность событий в книге. Кстати, девочки, а вы бы сами хотели поучаствовать в таком отборе?)
14 августа, 2019 в 12:59
Александра, да!))) Отпуск закончился и пришло время хорошенько поработать))
Ирина, Александра — по поводу «Отбора»: книжка нормальная, не перегруженная эмоциями главных героев, но, как правильно заметила Саша, в ней описаний одежды можно набрать на целую гардеробную. Не ссорьтесь :))
14 августа, 2019 в 13:02
Александра, сама бы я вряд ли рискнула принять участие в подобном конкурсе — все же чувствовать себя выгодным товаром как-то не хочется :(( Да и мне кажется, мужчина должен бороться за сердце достойной женщины — а не наоборот)
14 августа, 2019 в 18:32
А если принц — красивый?)
15 августа, 2019 в 13:22
Это запрещенный прием))))
21 августа, 2019 в 18:08
Возьму на заметку — будет время, почитаю. Хотя вот почему то меня больше интересуют такие статьи как «Затерянные города» https://slavmir.tv/programmy/zateryannye-goroda/ портал «славянский мир» — это о тех городах, которые существовали в древности и исчезли, не сохранились до нашего времени. На одной площадке собраны — телеканал, радио, познавательные статьи и славянские новости.
23 августа, 2019 в 17:51
Спасибо, буду также иметь в виду 🙂