По ту сторону «черного зеркала»: «Текст» Д. А. Глуховского
Киноадаптация романа Д. Глуховского «Текст» (2019, реж. Клим Шипенко)
Как бы выглядел роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сегодня, если бы перед автором стояла задача максимально четко отразить все реалии нынешнего дня? Ответ на этот вопрос дает первый реалистический роман современного писателя-фантаста и журналиста Дмитрия Глуховского (р. 1972). «Текст», написанный в 2017-м году, повествует о той же проблеме морального выбора, что в свое время была столь ярко освещена легендарным русским классиком XIX века.
Дмитрий Глуховский, писатель, не боящийся экспериментов с жанром
Есть мнение, что в том случае, когда визуализация произведения удается на «ура» (а «Текст» был успешно представлен как на сцене театра, так и на киноэкране) – читать буквенный оригинал становится вовсе не обязательно. В отношении именно этого романа, данное мнение можно смело считать ошибочным – ведь многое из того, что показывает нам «отредактированная» картинка театра или кино, невозможно правильно интерпретировать без знания бумажного первоисточника.
«Текст» — роман, безусловно, сложный и многослойный, но многослойность эта раскрывается лишь при взаимодействии с самим текстом (такая вот тавтология). Умение правильно расшифровать «месседж» автора — является сегодня тем самым ключом, с помощью которого можно правильно понять всю современную литературу в целом, где игры с читателем и погружение последнего в глубины авторского сознания стремительно становятся нормой.
Многие критики сходятся во мнении, что новый роман Д. Глуховского балансирует на стыке жанров: здесь тебе и социальная драма, и психологический триллер, и даже претензия на вновь обретший ныне популярность «нуар-романс». По факту же, сложно говорить о том, что «Текст» может представить миру некое «новое слово» в жанре реалистической литературы. Стиль изложения до боли в сердце пытается «отзеркалить» вышеупомянутое произведение Федора Михайловича, в котором, кстати, даже современный школьник сможет с легкостью выделить всё то же самое, что присутствует у Глуховского. Ценность сего романа в другом – в его острейшей актуальности, и глобальности освещаемой автором проблемы взаимодействия современного человека с миром соцсетей и гаджетов. Вот на этом мы и остановимся подробнее.
Если сравнивать это произведение с луковицей, то сюжет в нем будет самым верхним из слоев – золотистой шкуркой, под которой скрывается вся горечь, и в то же время весь вкус этого литературного продукта. Сюжет здесь прост и немножко банален, но ведь на то нам и дана многослойность, что все самое важное лежит, в буквальном смысле, под поверхностью — верно?
Итак, главные герои романа – двое молодых мужчин, волею судеб рожденных в совершенно противоположных социальных средах. Есть Илья Горюнов – студент-филолог, мечтающий стать художником и успешно сдавший летнюю сессию, он хочет отметить такое событие особенно – и потому едет из своего маленького городка Лобня в «великую и прекрасную» Москву. И есть Петя Хазин – амбициозный молодой полицейский ФСКН, его жизнь состоит из брендовых вещей, роскошных женщин-однодневок и моря наркотиков, которые он, по долгу службы, должен искоренять из ночных клубов и притонов. Он живет в Москве, он в ней родился – у него есть власть и деньги, два основных инструмента управления, как большим миром, так и маленьким личным «мирком».
Кадр из официальной театральной постановки спектакля «Текст» в театре им. Ермоловой: Петр Хазин (в исполнении А. Ткаченко) подставляет Илью Горюнова (играет И. Маланин)
Злой рок сталкивает героев в клубе с символичным названием «Рай», после чего жизнь одного из них переворачивается с ног на голову. Ссора из-за девушки оборачивается для Ильи семью годами заключения, в то время как Хазин продолжает жить и наслаждаться всеми благами мира, да еще и получает «повышение» на своей личной карьерной лестнице. Семь лет Илья терпит все унижения системы, а выйдя из тюрьмы, обнаруживает, что его мать – единственный близкий ему человек, так и не дождалась сына – умерев от сердечного приступа за день до возвращения Ильи в родную Лобню. Горюнов до краев полон жажды мести и обиды на весь окружающий мир, изрядно изменившийся за время его отсутствия.
После выхода на свободу, Илья Горюнов с удивлением узнает, что теперь «мобильное чудо» доступно каждому, и большая часть жизни людей проходит «по ту сторону » защитного экрана…
Как и Раскольников когда-то, Илья выбирает отправной точкой своей мести одного-единственного человека, чье существование, по его мнению, абсолютно противоестественно для людского общества. Всю свою злость и обреченность он обрушивает на Петю Хазина, свершая над тем столь же нелепое и звериное в своей сути правосудие, какое «применил» к старушке-процентщице в свое время герой Ф. М. Достоевского. Разница лишь в том, что у Раскольникова от старушки ничего не осталось, а у Ильи остался телефон его гипотетического врага. Вот тут-то и начинается «большая Игра»…
Манипулируя смартфоном Хазина, Илья погружается в полностью виртуальный мир, который параллельно является и ежедневным миром самого Петра. Здесь всё не то, чем кажется, и потому Илья следует за Петей в своеобразное «черное зазеркалье». Символизм здесь сквозит буквально во всем: от мелодии из криминального сериала «Наркос», оказывающейся в переводе всего лишь страстной балладой о двух, так и не встретившихся, влюбленных – до записанных невестой Хазина видео, благодаря которым Илья может взглянуть на эту жизнь глазами самого Петра и испытать те же
самые, но в сущности такие же виртуальные, как и видео, чувства.
Нина — идеальная (во всех отношениях) для Ильи девушка, кроме одного маленького недостатка: она — девушка врага. На фото актриса К. Асмус, сыгравшая Нину в кинопостановке 2019-го года
Примеряя на себя жизнь другого человека, словно маску, Илья вскоре действительно начинает отчасти верить в возможность исправления несколькими сообщениями всех тех ошибок, что за свою недолгую жизнь успел совершить его главный враг. Снятая с Петра Хазина личина очень быстро и легко прирастает к Горюнову. Тот становится, своего рода, «патчем» — улучшенной версией, системой обновления для приложения «Петр Хазин», которая уж точно должна наладить работу такого огромного и сложного в своей многофункциональности устройства, как «АйЖизнь-7» (по аналогии с яблочным устройством, чей серийный номер модели упоминается в произведении).
Яблочный телефон становится, в прямом смысле, одним из главных героев произведения, наряду с Ильей и Хазиным
Баг обнаруживается тогда, когда выясняется, что и Петр не до конца был честен с Ильей, «рассказывая» ему через телефон всю свою подноготную. Враг, как оказалось, тоже носит маску и, более того, также стал заложником своей особой «системы» — среды, созданной тем социальным статусом и уровнем жизни, на котором долгие годы вращались собственные родители Петра. Подобное откровение оставляет свою особую трещину во внутреннем мире Ильи и начинает логично подводить его к финалу, уготованному не только автором, но и логикой самого бытия.
Отдельно хочется упомянуть о снах главного героя – они прописаны Глуховским просто превосходно. Чувствуется веяние «магического реализма», и оно отлично передает атмосферу душевного настроения главного героя, когда изначальная обреченность и осознание своего конца все же, время от времени, разбавляется прекрасной, но пустой надеждой на «божественное избавление» — которое каким-то внезапным образом сможет вдруг появиться и изменить всё.
В одном из своих снов, Илья летит вместе с Ниной в жаркую и прекрасную Колумбию (кадр из спектакля «Текст», театр им. Ермоловой)
Особенно показателен в этом плане сон Горюнова о «сайте Бога», попасть на который можно только через особый, «подпольный» канал VPN-соединения (прямо как на сайты с новейшими сериалами). Роскомнадзор следит, а потому заветную комбинацию знают лишь избранные счастливчики, среди которых вдруг оказываются Горюнов и Нина – девушка Хазина, к которой Илья начинает испытывать лирические чувства. Проблема в том, что Илья все время забывает пароль от божественного чат-бота, где ангелы, общаясь с людьми, всегда готовы подсказать и дать ответ на любой интересующий вас вопрос.
Передано это настолько реалистично и объемно, что в какой-то момент действительно начинает казаться, что все это максимально близко, вот тут – на расстоянии вытянутой руки, за тонким стеклом новейшего смартфона, имеющего в «плэй-маркете» специальное бесплатное приложение для подобных целей. В этом действительно заключена авторская находка Глуховского, сумевшего наиболее удачно совместить мысль о всемогуществе современных технологий с основными религиозными постулатами в контексте сегодняшнего дня.
Пусть косвенно, но Горюнов получает ответ на свой вопрос о том, как жить дальше — после всего. Сцена в туристическом агентстве в этом плане очень показательна (кадр из фильма «Текст», 2019.)
Таким образом, внутренняя «луковица» «Текста» Д. Глуховского оказывается полна множеством вопросов, как то: насколько тесно связана жизнь человека с его смартфоном, учитывая, что вся конфиденциальная информация сегодня хранится именно в нем? Может ли человек, существующий в эпоху цифровых сообщений и сториз в инстаграм, отличить фальш от правды (читай: родного человека от мошенника, захватившего его телефон)? Насколько вообще один человек может знать другого, когда всё общение, развитие отношений, работа и т.п осуществляется между людьми с помощью ведения практически одной лишь переписки? Где гарантия, что человек не носит перед тобой маску, созданную с помощью интернета? Ну, и конечно классическое, «тварь я дрожащая, или право имею?», поскольку забрать человеческую жизнь не имеет права никто, кроме бога – а он, увы, так часто находится «вне зоны доступа сети».
В последние годы эмодзи всё чаще заменяют людям выражение реальных чувств и даже слов, но где гарантия того, что смеющийся колобок есть отражение реальности?
Ответы на все эти вопросы настолько же субъективны и условны, насколько условным может быть сейчас веселый смайлик, отправленный вам в виде сообщения по Ватсап. Создавая игрового персонажа в сетевом мире современного интернета, человек не может быть абсолютно, на сто процентов уверен в том, сколько в нем самом от этого персонажа, а сколько реального забирает себе персонаж – и это, пожалуй, один из множества смыслов, заложенных Глуховским в его «Тексте».
Поискать в этом романе что-то для себя или опровергнуть приведенное мнение, вы можете по следующему адресу:
Глуховский Д. А. Текст / Дмитрий Алексеевич Глуховский. – Москва : Издательство АСТ, 2017. – 320 с. (Бестселлеры Дмитрия Глуховского). Шифр: 84 (2=411.2)6-4; Г554, Инв.номер 2392355 КХ(А).