Вокруг Чехова

10 мая, 2020 Рубрики: Разное Автор: Написать автору

Всё, что я тогда знала о Чехове – коротенькие рассказы из хрестоматии, которые мы бесконечно анализировали, препарировали, членили на предложения, мысли, тезисы. В детском моём сознании чуждые, непонятные образы, и без того нечёткие, расплывались, превращались в словоформы. «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Крыжовник» проходили по касательной, не касаясь при том по-настоящему.  Но когда на импровизированную сцену – узкий подиум перед доской в кабинете физики – вышла старшеклассница, и ведущие научно-практической конференции объявили её имя и тему доклада, сердце моё, доселе к Чехову не расположенное, переменилось в минуты.

О «Доме с мезонином» я слышала впервые, и слушала – анализ, а не тексты, цитаты, вырванные из контекста, а не связное и цельное… но протяжное «Где ты, Мисюсь?» врезалось мне в душу в ту же секунду. Я замерла, не отрываясь, и, вернувшись домой, первым делом разыскала толстый, в синей матерчатой обложке том Антона Павловича, распахнула на содержании, перенеслась сразу – туда, к несчастным и прекрасным своим героям…

Моё странное равнодушие к биографиям привело к тому, что самого Чехова я совсем не знала, и, любя бесконечно его рассказы и пьесы, находя в них утешение, горько соглашаясь, едва не кивая головой героям («Когда нечего сказать, говорят – молодость, молодость…»), не понимала и доли его самого. Он существовал для меня в школьных набросках, весьма выборочно запечатленных памятью, – врач, Ялта, Антоша Чехонте – и ни лица, ни мысли его не улавливала, не чувствовала, пока не встретилась однажды на страницах Станиславского. В «Моей жизни в искусстве» поразительно нервно и трепетно вырисована история постановки «Вишнёвого сада», и как когда-то я впервые увидела его рассказы, так теперь перед моим внутренним взором предстал сам Чехов – тонкий, ранимый, чуткий, искренний и благородный, бесконечно нуждающийся в понимании, как и все мы.

Дача Чехова в Гурзуфе

Вначале мы побывали в Гурзуфе, затем – в Ялте. Контраст между этими двумя пристанищами стушёван, мягок; несмотря на внешнюю разницу между крошечным домиком, приютившимся на скалах над бушующим морем, и аккуратным домом, окружённым великолепным садом, звучат они в унисон. Я не люблю мемориальных музеев, в них крайне редко остаётся сам писатель, художник, учёный; парад вещей, собрание артефактов, распотрошённый фотоальбом, для надёжности отделённый от любопытных бронебойным стеклом… Но здесь не так. Здесь он – просто вышел на минутку – из дома – в сад, из сада – в дом, из гурзуфской хибарки – на утёс – нет? Да, да, просто не увидишь за бушующей черноморской вечной зеленью, не поймёшь в этой земной, полной ожидания, досконально описанной им жизни, всё это – после, но да, да, да. Иначе плодоносила бы груша, посаженная его руками, роняла бы на протяжении десятилетий тугие тяжёлые плоды на землю, выстеленную мерцающим от росы бархатным изумрудным ковром, – вопреки всем законам ботаники?

«Белая дача». Ялта

Открывать Чехова, когда рвётся неясно душа, не в силах терпеть томительного ожидания, когда внутренний монолог заполняет пространство, вытесняя кислород, когда наступает время взглянуть на себя со стороны, презрев стыд, страх и слабость, решительно – чтобы поставить диагноз, чтобы сделать шаг к исцелению.

Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве. — М. : Искусство, 1980. — 431 с.

СОУНБ; КХ; Инв. номер 1815053-КХ

СОУНБ; КХ; Инв. номер 1817022-КХ

СОУНБ; КХ; Инв. номер 1817023-КХ

Чехов А. П., Рассказы. Повести. Пьесы. — Москва : Художественная литература, 1974. — 750,[1] с., [14] л. ил. ; 21 см. — (Библиотека всемирной литературы. серия вторая. литература XIX века. Т. 123).

Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 84(2); Авторский знак Ч-563; Инв. номер 1600904-ЕФ

Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 84(2); Авторский знак Ч-563; Инв. номер 1601174-ЕФ

Чехов А. П., Рассказы. Повести. — Москва : Советская Россия, 1976. — 431 с. ; 17 см.

Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 1665612-КХ

Четыре жизни Чехова. — Москва : Гелиос АРВ, 2010. — 314 с. ; 30 см.

Альбом представляет собой иллюстрированный рассказ о жизни А. П. Чехова в Таганроге, Москве, Мелихове, Ялте. Он богат изобразительными материалами, фотографиями, запечетлевшими чеховские места сегодня, а так же документами конца ХIХ — начала ХХ вв.

Свердловская ОУНБ; КХ; Формат В; Инв. номер 2352998-КХ

Дом-музей А. П. Чехова в Ялте : путеводитель. — Симферополь : Крым, 1971. — 126 с., [4] л. ил. ; 16 см.

Своеобразным памятником А. П. Чехову является Дом-музей его имени в Ялте. Эта книга поведет вас по комнатам, где жил великий писатель, где бережно хранятся дорогие нашему народу реликвии. Вы познакомитесь и с литературной экспозицией, отражающей основные вехи жизненного и творческого пути писателя.

Свердловская ОУНБ; КХ; Формат М; Инв. номер 1505742-КХ

Комментарии закрыты.