О тёмных веках и мечтах человеческих

9 июня, 2020 Рубрики: Разное Автор: Написать автору

Любитель средневековья в моём лице дочитал четвёртый том приключений брата Кадфаэля – прекрасного и бесконечного цикла в жанре исторического детектива, события которого происходят в 12 веке. И сам собой на ум пришёл ещё один исторический роман, действие которого разворачивается в тот же период гражданской войны в Англии. Читала я его уже давно, однако помню до сих пор. Некоторые книги вообще очень сложно забыть, наверное, неспроста она занимает 33 место в списке 100 лучших книг по версии BBC.
Это «Столпы Земли» Кена Фоллетта.


Началось всё с жестокого эксперимента, когда, не зная, чего ожидать от книги, я заставила её сперва читать других людей, но результат удивил. Почти всем «Столпы» понравились – в отличие от большинства других книг (эксперимент был большим). Я знала, на что иду, и Фоллетт ожиданий не обманул – неделя в компании с его романом была прекрасна. Толстый, толстый кирпич, полный захватывающих событий, сумасшедших героев, конструктивной деятельности, такой приятный на ощупь и такой интересный внутри.

Перед нами Англия 12 века, и на фоне реальных исторических событий, войн и интриг происходят события вымышленные, но, в отличие от некоторых других подобных произведений, здесь исторический пласт не наблюдается отстраненно – всё переплетается и по сути неотделимо друг от друга. Я это к тому, что многим читателям интересней про вымышленных простых людей, чем про реальных королей, которые у писателей частенько получаются слишком серьезными, а следовательно, и никакими. Судьбы королей тесно связаны с судьбами остальных персонажей и слишком многое решают, чтобы нетерпеливый читатель пролистывал сцены политики в поисках сцен с приключениями. Здесь интересно всё, значим каждый чих, поскольку от мелочей может зависеть очень многое.
Но вообще в центре – судьбы довольно большого количества персонажей, так или иначе крутящиеся вокруг строительства вымышленного собора. Да, это удивительно, но в основе сюжета лежит простое строительство одного-единственного здания, ставшего центром вселенной для множества героев: и приора Филипа, руководящего монастырём, и каменщика Тома, воплощающего мечту об участии в действительно важном строительстве, и других. Многие отмечают, что процесс этот слишком похож на компьютерную игру. Сначала всё идет хорошо, а потом – бац! – и совершается какая-нибудь пакость, строительство под срывом, все бросаются решать проблемы, становятся сильнее, прокачивают уровень и навыки, а как только всё снова пойдет как надо, на всех свалится новая проблема. Когда в конце уровня проблемы больше не могут существенно помешать делу, появляется босс в виде очередного неистового злодея и сравнивает благие начинания с землей.
Не буду отрицать, в этом что-то есть, по крайней мере, читатель сидит на нервах и психует за героев со страшной силой. Есть в Кингсбриджском соборе и что-то от Вавилонской башни – он слишком велик, слишком высок, он рискует обвалиться и из-за отсутствия банальной теоретической базы в постройке таких глобальных конструкций, и из-за витающего в воздухе фатализма.

Прототипом для Кингсбриджского собора стал Кентерберийский Собор, построенный в романском стиле и сгоревший в 1174г. Позже он был перестроен по чертежам французского архитектора Гийома из Сансы в готическом стиле. Прототипом же для создания архитектурного облика собора в сериале стал Солсберийский собор.

Герои тоже весьма колоритные, не переживать за них просто невозможно. Очень рельефно прорисованные характеры – не всем сочувствуешь, хватает и негодяев, но по большей части мне все очень приглянулись. Особенно приор Филип, который всё время что-то организовывает и, как говорится, восстанавливает разруху. Люблю упорядочивание хаоса, даже в глаза не бросалось, что дело происходит, собственно-то, в монастыре – никакой религией здесь и не пахнет, что для меня стало сущей отрадой для души, не каждому автору удаётся пройти по этой грани и не сверзиться куда-нибудь. Если дать мою традиционную оценку достоверности изображаемого средневековья и соответствующей атмосфере, то косяков много, но они не критичны, так что всё отлично.

В общем, мои три кита сыты: годно нарисованное средневековье; напряженный ход событий, когда каждый миг всё на грани срыва; и герои, которые очень к себе располагают. Каменщик Том-Строитель, одержимый идеей построить настоящий собор. Монах Филип, одержимый идеей всё и всех организовывать и пошедший практически на поводу у Тома. Алина как грозный вызов всему патриархальному миру, вообще-то она не была одержима, но ее заставили. Джек, одержимый то скульптурами, то соборами, то Алиной. Мерзопакостный Хамлей, который одержим то властью, то Алиной, то какими-нибудь глупостями. И еще многие-многие люди, которые за 800 страниц становятся почти родными, к ним прикипаешь всей душой.

Существует небольшой документальный сериал «Путешествие в тёмные века» (Ken Follett’s Journey Into the Dark Ages, Великобритания 2013), где Кен Фоллетт рассказывает о малоизвестных фактах из истории средневековья, которые узнал во время работы над «Столпами Земли». Очень рекомендую.

Экранизация, кстати, меня не впечатлила. Многие акценты сместились, а то и вовсе исказились до абсурда. Картинка серая, но что намного хуже – герои серые. Многие важные моменты урезали или смягчили. Книга же очень тяжелая, особенно эпизоды с Алиной, когда восприятие идет практически на уровне измененных состояний. И вместо этого хардкора получилось что-то плоское. Возможно, сыграло свою роль и то, что сериал изначально планировали длиннее и в итоге пришлось экстренно менять сценарий.
Книга же запала глубоко и со временем углубилась еще больше. Чем-то она смутно напомнила «Шпиль» Уильяма Голдинга – воплощение через строительство собора себя самого и своих надежд и иллюзий, которые настолько несбыточны, что, скорее, погребут тебя под собой.
Так что с чистой совестью могу назвать Фоллетта одним из наиболее интересных исторических романов в моей читательской карьере. Не буду исключать того, что, если мне когда-нибудь захочется перечитать, то попадёт он в любимое.

Идея романа пришла к Фоллетту во время посещения собора в испанском городе Виттория. После выхода романа жители города воздвигли автору памятник.

Вы можете найти роман и его продолжение в Белинке по этим координатам:

Фоллетт Кен. Столпы земли. — Москва : АСТ, 2010. — 879 с. Шифр 84(3); Авторский знак Ф758; Инв. номер 2325419-КХ(А)

Фоллетт Кен. Мир без конца. — Москва : АСТ, 2010. — 797 с. Шифр 84(3); Авторский знак Ф758; Инв. номер 2325420-КХ(А)

Комментарии закрыты.