Место на полке-22. Толстый журнал
Ещё недавно в Белинку массово сдавали остатки домашних библиотек. И едва ли не в каждой партии были переплетённые в виде книг журнальные подшивки. Люди подписывались на «Новый мир» и «Дружбу народов», представляете?! Годами их хранили, а когда хранить было уже невозможно, аккуратно вынимали оттуда самое ценное, отдавали в переплёт и ставили на полку. Я впервые прочитала «Мастера и Маргариту» в таком виде: страницы, извлечённые из журнала «Москва», были «упакованы» в тёмно-вишнёвую обложку.
Дома у нас с незапамятных времён есть две книжки избранного нами самими из журнала «Юность» 70-х годов. Детективы, школьные и студенческие повести, стихи и юморески, разоблачение мещанства и воспитание чувств, Анатолий Алексин и Екатерина Маркова, на которых мы оттачивали свою совестливость (вы ведь тоже любили «Чужой звонок»?), обмен жилплощади и невозможность дозвониться. Картинки, от которых вздрагивают давно притихшие струны. Ощущение, что с ветерком прокатился на машине времени.
А сколько всего было прочитано в толстых журналах потом: от «Белого проклятия» в 1984-м до «1984» в 89-м. Я даже Бродского впервые прочитала в перестроечном журнале «Нева» – и не думаю, что опоздала. И «Дар» я читала в «Урале», от номера к номеру. Может быть, это и был самый правильный в данном случае способ чтения: со всеми остановками и паузами, сменой времён года, возможностью оглядеться и прислушаться, посмотреть, кто рядом, кому повезло попасть в соседи к Набокову и есть ли им о чём поговорить.
Фаулз и Барнс в «Иностранке», персональные номера «Звезды» (довлатовский я берегу), «Трепанация черепа», «Чапаев и Пустота», Рыжий и Сахновский… И всё это уже никогда так не читалось, как в журнальной версии, с такой дрожью узнавания, с чувством, что именно ты и прямо сейчас совершаешь открытие, чудом находишь среди таких одинаковых текстов свой, самый главный.
Толстый литературный журнал считается чисто российским феноменом, особо охраняемым культурным явлением. Даже сегодня напечататься на его страницах – знак качества и шанс выстрелить для любого писателя. Не забудем, что и «Петровы в гриппе» вообще-то дебютировали в саратовской «Волге». Это удобный ориентир: можно не сомневаться, что напечатанное здесь прошло через некое сито и как минимум не будет вызывать чувства стыда.
Пригревшийся в домашней библиотеке, толстый журнал – это гербарий, который бережно сохранит для будущего цветы и листья, цвета и запахи. Но это ещё и своеобразный тренажёр, поддерживающий в тонусе важные читательские качества и навыки: любопытство и доброжелательность, умение сосредоточиться и умение переключаться, способность по-настоящему интересоваться теми, кто пока ещё живёт и пишет здесь и сейчас.
НЕМНОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ИЗ ЛЮБИМОГО ЖУРНАЛА:
Беляев С. Театр у Царского моста // Урал. 2019. №11. Искусствовед и профессор Уральской консерватории Сергей Беляев – автор очень интересных статей о музыкальной и театральной жизни Екатеринбурга. Эта рассказывает о Театре Казанцевых, первом частном театре нашего города.
Губайловский В. Сон // Урал. 2019. №12. Одно из научно-популярных эссе, входящее в замечательный цикл «Письма к учёному соседу», который не один год печатался в «Урале». Владимир Губайловский – поэт и математик, в этом сезоне он претендует на премию «Просветитель».
Казарин Ю. Живая звезда (Памяти Игоря Сахновского) // Урал. 2020. №2. Глубокий, нежный и хрустально ясный текст одного большого поэта о другом.
Сурат И. Прогулка // Урал. 2019. №8. Литературовед Ирина Захаровна Сурат много лет создаёт цикл «Три века русской поэзии», статьи из которого, как правило, публикует «Новый мир». Вот одно из немногих «уральских» исключений: прогулки Блока и Кузмина, Боратынского и Леонида Аронзона. Упоительное чтение.
Цеплаков Г. Детская литература: как завоевать любовь поколений? // Урал. 2020. №6. Умная, остроумная и резонансная статья Георгия Цеплакова, одного из самых разносторонних авторов журнала, культуролога, поэта и просто талантливого читателя.
17 июля, 2020 в 13:37
У нас до сих пор целую полку занимают сокровища из толстых журналов, в вишневых (!) и серо-голубых переплетах. И «Чужой звонок», кстати, там тоже есть. С особым трепетом вспоминается «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» из «Иностранки»
17 июля, 2020 в 13:56
Таня, а я ещё «Богач, бедняк» в той же «Иностранке» помню. На самом деле, какие-то такие важные вехи
17 июля, 2020 в 16:39
Да, сейчас сложно представить, что кто-то будет бережно собирать В.Быкова и Б.Васильева, В.Липатова и В.Распутина, детективы Адамова и Леонова (помнишь, в Юности их печатали?). У нас до сих пор сохранились закладки в подшивках Симонова, «Пушкиногорье» Гейченко. Я очень любила «Спокойных не будет» А.Андреева (помнишь фильм с Киндиновым по этой книге?)
17 июля, 2020 в 16:45
Ага, «Выстрел в спину» Леонова у нас даже есть в одной из тех подшивок) Еще Цепь, тоже популярный был детектив. А вот «Спокойных не будет» я, мне кажется, не читала. И кино не помню — или название другое?
17 июля, 2020 в 22:31
Фильм назывался «Молодые», и даже, по-моему, в основе другая часть дилогии была — «Рассудите нас, люди». Но ее-то у нас дома нет, в библиотеке брали почитать. Книги эти и фильм, конечно, жутко идейные были, но в те давние годы нормально смотрелись))
17 июля, 2020 в 22:48
А, «Молодых», конечно, помню. И Киндинов какой был красивый!..
19 июля, 2020 в 9:40
Да, да и подшивка Юности, Богач бедняк, ну вообщем»дорогая память прожитых лет»…
19 июля, 2020 в 16:36
Надюшка, а еще «Мой любимый клоун» сегодняшнего юбиляра Василия Борисовича Ливанова, помнишь? Тоже в «Юности»