О снах и метафорах

С тех пор как человечество осознало, что треть жизни проводит во сне, оно пытается что-то с этим делать. Некоторым счастливчикам, например, удаётся сократить потребность в ночном отдыхе и сохранить бодрость и ясность ума.

Но огромному количеству людей на Земле, сколько бы они ни спали, сна мучительно не хватает. Мы досыпаем с утра в троллейбусе и метро, то и дело подстёгиваем себя очередной чашечкой кофе, добредаем до постели – и хорошо, если засыпаем до утра. Ровный, спокойный сон без ночных пробуждений – это скорее исключение и несбыточная мечта. Казалось бы, все знают, что тут должно помочь: ранний ужин, неспешная вечерняя прогулка, никакого телефона за два часа до сна. И спокойствие, спокойствие… Многие ли следуют этим простым предписаниям? Многие ли готовы выстраивать весь свой день как подготовку к безмятежному ночному сну?

Считается, что сон нужен нашему мозгу для переработки информации. Но то страшное количество очень пёстрой информации, которое потребляем мы, не получается, видимо, переработать одним куском, в состоянии традиционного сна без пауз – только по частям и с перерывами. Не всегда на это хватает целой ночи, и даже старинные уютные рекомендации про горячее молоко с мёдом и тёплую ванну не всегда помогают. Может быть, потому мы и проводим полдня в полусне: так организм поспешно и на бегу завершает работу по перевариванию всего, что мы загрузили в себя накануне.

Мы спим мало того что плохо, но еще и неинтересно. Какие захватывающие сны смотрят поэты, мифологические персонажи, герои романов, пациенты доктора Фрейда и даже собаки («Сны Чанга»)! Я уж не говорю про фильм «Начало». Все, кто посмотрел его десять лет назад на большом экране, никогда не вытравят из себя видение этого болезненно-прекрасного мира чужих снов. А вы? Давно ли вы видели какой-нибудь увлекательный или просто даже странный сон «о чём-то большем»?

У меня было когда-то незатейливое повторяющееся сновидение про потерянную сумочку: однажды её нашли и вернули, и на том история закончилась. Но недавно я впервые смогла понять во сне, что я во сне. Ну да, я читала про «осознанные сновидения», листала, как и все, Кастанеду. Серьёзно я к этому и сейчас не отношусь, но вот то ощущение не забыла: всё вокруг не совсем настоящее, и поэтому можно позволить себе какие-нибудь вольности, игры с реальностью, попробовать подвинуть стенку, что ли. Или проверить, насколько настоящий этот мост через пропасть и сама пропасть.

И в этом есть что-то пугающе знакомое, правда? Мы живём в мире, где так многое, почти всё, кажется возможным, где любая информация рядом, под рукой – и где практически невозможно определить подлинность этой информации. Выдержит ли этот камень под ногой? Не исчезнет ли через секунду ступенька, на которую мы готовимся шагнуть? Граница между сном и явью размывается, и мы оказываемся в каком-то промежуточном мире, где всё непредсказуемо, где нет ничего само собой разумеющегося, где всякий раз срабатывают разные и неуловимые причинно-следственные связи.

Наверное, в этом есть свои плюсы – и не только для творческих людей, которые просто обязаны видеть мир «странным, закутанным в цветной туман». Все мы должны иногда напоминать себе, что человеческое существование – это не про безопасность. Что жизнь может удивить, и подготовиться к этому нельзя. Что время от времени стоит рискнуть в надежде, что нам за это ничего не будет – ведь это всего лишь сон.

ПРО СНЫ И СПЯЩИХ НА ЛЮБОЙ ВКУС:

Кальдерон П. Жизнь есть сон / Педро Кальдерон де ла Барка // Кальдерон П. Драмы: В 2-х кн. – М.: Наука, 1989. – Кн.2. 752 с. (Лит. памятники). Шифр 84(3); Авторский знак К178; Инв. номер С2114478-ЕФ. Классика жанра в исполнении великого испанского драматурга XVII века.
Картленд Б. Спящая красавица / Барбара Картленд. – М. : АСТ [и др.], 2010. –189 с. (Очарование). Инв. номер М2325685-КХ. Безделушка на один укус по мотивам вечного сюжета.
Мазин В. А. Толкование сновидений: [культурология, философия, социология, антропология] / Виктор Мазин, Павел Пепперштейн. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. –709 с. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»). Инв. номер 2354294-КХ. «Одно из принципиальнейших оснований этой книги: сновидения имеют смысл». Чтение для интеллектуалов.
Наука сна: Что такое сон. Курс на авторитетном ресурсе «Постнаука», автор которого – самый известный сегодня сомнолог Михаил Полуэктов.
Пирс Й. Сон Сципиона / Йен Пирс. – М.: АСТ: Ермак, 2004. – 447 с. Шифр 84(3); Авторский знак П337; Инв. номер 2276023-КХ(А). Прекрасный роман британского писателя, действие которого происходит в эпоху падения древнего Рима, в средневековой Европе, охваченной чумой, и в годы Второй мировой войны.
Ремизов А. М. Огонь вещей: сны и предсонье: Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский / Алексей Ремизов. – Париж : YMCA-PRESS, 1977. – 228 с. Инв. номер 2269798-КХ. Путешествие в сны русской литературы с умным проводником.
Рытхэу Ю. С. Сон в начале тумана / Юрий Рытхэу. – М.: Сов. Россия, 1972. – 542 с. Инв. номер 1527815. Увлекательная книга выдающегося чукотского писателя о том, как канадского моряка спасает чукотская семья.
Уснуть и видеть сны: Литературный гид // Иностранная литература. 2003. №12. Татьяна Толстая, Грэм Грин, Жорж Перек и другие уважаемые люди о снах в культуре и жизни.
Шекспир У. Сон в летнюю ночь. Комедия в пяти действиях / Уильям Шекспир. – М.: Искусство, 1954. – 92 с. Инв. номер 668401. Самое летнее в переводе Михаила Лозинского.

4 комментария к заметке 'О снах и метафорах'

  1. Надежда Петровна пишет,

    3 августа, 2020 в 8:39

    Ну опять интересно!

  2. Валентина пишет,

    3 августа, 2020 в 13:18

    Спасибо, Надюшка! Надеюсь, и картинки понравились)

  3. Анна пишет,

    5 августа, 2020 в 16:40

    Спасибо за интересное эссе! И за необычную подборку книг, особенно за незаслуженно забываемого Рытхэу «Сон в начале тумана», вроде бы, книга не про сон, но в названии такая поэтическая двусмысленность, что книга, конечно, воспринимается философски, про сон жизни.

  4. Валентина пишет,

    5 августа, 2020 в 16:52

    Анна, спасибо! С названиями вообще интересно — не всегда они как-то напрямую связаны с содержанием. Так, настроение создают. Зато повод вспомнить и про Рытхэу, и про Йена Пирса, например)