Не только «Серёжа». Двенадцать книг Веры Пановой

Вера Федоровна Панова известна сегодня прежде всего как автор не теряющей очарования повести «Серёжа». Но в наследии этой замечательной, умной, тонкой писательницы множество прекрасных произведений, которые только настоялись со временем. Очень коротко – о некоторых из них и некоторых любопытных изданиях из фонда Белинки.

Сёстры: рассказ. – Ростов н/д: Северный Кавказ, 1933. – 48 с. Инв. номер 116354
Самое раннее в нашем фонде издание Веры Пановой, вышедшее, правда, под псевдонимом «Вера Вельтман». Интересно, что тридцать лет спустя она опять напишет рассказ под таким же названием.

Спутники / Иллюстрации Михаила Таранова. – М.–Л.: Гослитиздат, 1948. – 472 с. Инв. номер М401807
Одно из первых изданий знаменитой военной повести о жизни и людях санитарного поезда. Простая, благородная, ясная проза о людях, объединенных общими идеалами и общей целью, но не перестающих быть сложными личностями со своими понятными слабостями.

Спутники. Кружилиха. Ясный берег / Иллюстрации Александра Самохвалова. – М.–Л.: Гослитиздат, 1951. – 632 с. Инв. номер С530940
В этом сборнике – все три первые книги писательницы, удостоенные Сталинской премии. Кроме «Спутников», это производственный роман о заводской жизни с напряженным нравственным конфликтом («Кружилиха», 1947) и повесть о послевоенной жизни животноводческого совхоза, которую критиковали за лакировку действительности и в которой впервые появляются Дмитрий Коростелев, учительница Марьяна и ее сын Сережа («Ясный берег», 1949).

Илья Косогор. В старой Москве. Метелица. Девочки. – Л.: Сов. писатель, 1958. – 240 с. Инв. номер 870560
Две довоенные пьесы писательницы, которые уже принесли ей определенную известность, и две военные, основанные на ее личном и страшном опыте военных лет. Панова всю жизнь с увлечением писала для театра, и ее пьесы имели благополучную театральную судьбу.

Сережа. Валя. Володя. Евдокия / Иллюстрации Лидии Подлясской. – Л.: Сов. писатель, 1961. – 410 с. Инв. номер М1035483
Сборник классических «именных» повестей писательницы, среди которых две самые знаменитые и ставшие основой знаменитых экранизаций (все экранизации вот здесь). Две другие, «Валя» и «Володя», посвящены ленинградским детям, которые едут в эвакуацию и возвращаются из нее, теряют близких и обретают их, становятся опорой для старших и постигают мир.

Лики на заре. Исторические повести. – М.-Л.: Сов. писатель. Ленингр.отд-ние, 1966. – 250 с. Инв. номер С1294704
Жесткая, умная, гибкая, очень мужская проза. Четыре персонажа, четыре сюжета отечественной истории, от малоизвестных до хрестоматийных. В «Сказании об Ольге» мы встречаемся с легендарной правительницей Руси, в повести «Кто умирает» — с великим князем Василием Ивановичем, отцом будущего царя Ивана Грозного, оставляющим сыну непомерно тяжелое духовное наследство. В каждой истории поднимаются вопросы власти, веры, вечных проблем в отношениях отцов и детей.

Заметки литератора. – Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1972. – 238 с. Инв. номер С1501472
Сборник читательских заметок и путевых зарисовок (от деревни Шишаки до Флоренции), эссе и воспоминаний. Есть даже захватывающий судебный очерк с серьезным детективным потенциалом («Шура, Маня и Аня»). Благородство и глубина, изящество мысли и впечатляющий диапазон дарования. К сожалению, это одна из последних прижизненных книг писательницы.

Наши дети: Рассказы, повести и пьеса / Иллюстрации Николая Лямина. – Л.: Дет. лит., 1973. – 206 с. Инв. номер 1571995
Сборник, рассчитанный «для старшего возраста» – о подростках и, как предполагается, для подростков. Рассказ «Трое мальчишек у ворот» публиковался довольно часто, а вот «И вырос друг», например, встретился мне здесь впервые – но оба были, очевидно, важны для Веры Федоровны этой надеждой на взаимопонимание между поколениями. Повесть «Рано утром» благодаря Татьяне Лиозновой стала еще одним добрым и нежным фильмом.

Конспект романа: Повести и рассказы. – Л.: Лениздат, 1985. – 559 с. Инв. номер 1977105
Она работала в самых разных жанрах, но тот, в котором достигла особого мастерства, сама же однажды назвала «Конспектом романа»: большой рассказ или небольшая повесть с бесспорными романными возможностями и необыкновенно тщательной, филигранной обработкой материала. Один из самых известных, парадоксальных и художественно совершенных образцов – рассказ с одноименным названием. В этом же сборнике нельзя пропустить рассказ «Сёстры» и киноповесть «Рабочий поселок», экранизацию которой сама Панова ценила выше всего (выше «Серёжи» и «Евдокии»?!)

Собрание сочинений: в 5 томах. Т. 2. –Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1987. – 607 с. Инв. номер 2029360
Второй том последнего на сегодняшний день собрания сочинений Веры Пановой объединяет очень разные тексты – но все были впервые опубликованы в журнале «Новый мир» и все в чем-то «самые». Многоплановый, сложный роман об отношениях поколений и советской жизни на закате сталинской эпохи, вызвавший самую бурную полемику («Времена года», 1953). Роман о ростовской юности и неповторимой атмосфере 20-х годов, самый автобиографический из всех художественных текстов писательницы («Сентиментальный роман», 1958). И роман-сказка «Который час?» с утешительным подзаголовком «Сон в зимнюю ночь» (1981) – ироничная, непростая история, с аллюзиями и игрой смыслов. Первая публикация одной из самых необычных книг Пановой была осуществлена благодаря ее сыну, тоже писателю и китаисту Борису Вахтину.

Жизнь Мухаммеда / Вера Панова, Юрий Вахтин.  – М.: Политиздат, 1990. – 495 с. Инв. номер 2132608
Еще одна неожиданная книга — художественная биография пророка Мухаммеда, написанная Верой Федоровной в соавторстве с младшим сыном, учёным-генетиком и академиком, и впервые вышедшая только в начале 90-х.

Мое и только мое: о моей жизни, книгах и читателях. – СПб. : Издательство журнала «Звезда», 2005. – 352 с. Инв. номер 2263955-КХ
Свою замечательную мемуарную книгу Вера Федоровна писала в последние годы жизни, а охватывает она главным образом «долитературную» ее биографию – ее путь в профессию, опорные, основополагающие моменты семейной истории, все те события, личные и всеобщие, которые сделали ее ею, определили ее уникальный облик и стиль, ее приоритеты и ценности. Эта книга вышла к 100-летию Веры Пановой, которое отмечалось в 2005 году. В ней восстановлены все купюры, опубликованы фотографии из семейного архива. Единственное, чего в ней немножко не хватает – хотя бы минимальных комментариев. Будем надеяться, что еще увидим и научные издания, и новое собрание сочинений Веры Федоровны Пановой. А пока мы с удовольствием читаем и перечитываем ее книги, говорим и даже спорим о ней.

Подробнее о Вере Пановой и ее книгах — вот здесь.

2 комментария к заметке 'Не только «Серёжа». Двенадцать книг Веры Пановой'

  1. Надежда пишет,

    31 марта, 2021 в 13:06

    Опять пробел в моей литературной жизни, ладно хоть «Сережу» , нет не читала, а смотрела

  2. Валентина пишет,

    31 марта, 2021 в 13:13

    Да, «Серёжу» можно смотреть многократно и каждый раз с удовольствием!