Сентябрь. Утро осени
Мы давно не отмечаем в сентябре новый календарный год, как это было до Петра. И далеко не все начинают сейчас учиться или учить. И отнюдь не каждый с трепетом ожидает открытия театрального сезона. Но все равно первый месяц осени остается для нас временем начала, когда мы запускаем новый отсчет, строим и детально расписываем планы на будущее.
Движеньем незримых крыл
Или нагорных дуновений
Сентябрь неслышно приоткрыл
Калитку
В лес осенний.
А в том лесу,
А в том лесу
Такая свежая прохлада.
Деревья держат
На весу
Узорный полог листопада (Людмила Татьяничева)
С другой стороны, именно теперь наступает время для подведения итогов и традиционного подсчета цыплят. Позади целая «маленькая жизнь», которая опять показала нам самих себя в самом что ни на есть неприкрытом виде. Показала, чего мы добились, на что решились, сколько звёзд и на каком побережье смогли себе позволить.
Но сентябрь прекрасен тем, что всё в нем еще так размыто и предварительно. И каким бы ненастьем он ни начинался, бабье лето обязательно случится. И многие еще только предвкушают самый сладкий отдых, изысканные радости бархатного сезона и золотой осени где-нибудь далеко от дома.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне (Николай Заболоцкий)
Для одних – окончание вольницы и возвращение за школьные и студенческие парты, для других – передышка после непрерывных летних трудов и тревог.
Не считать же серьезной работой сентябрьскую рубку капусты, которая в русской деревне всегда была поводом для веселых девичьих посиделок, «капустных вечёрок» (или капустников). Картошка собрана и убрана, вишня со смородиной стали вареньем и джемом, брусника только поспевает, а из всех прочих ягод осталась одна рябина, которая радует глаз и ни на что не претендует: можно оставить ее на пищу птицам, а можно подождать, когда после первых морозов она обретет свою неожиданную сладость.
Сентябрь – это прохладное, прозрачное утро и теплый день в золотистой дымке. Уже не лето и еще не совсем осень, короткая и дивная пора вариантов и возможностей.
Надо дачу сначала купить,
чтобы лес и река
в сентябре начинали грустить
для меня дурака,
чтоб летели кругом облака.
Я о чём? Да о том:
облака для меня дурака.
А ещё, а потом,
чтобы лес золотой, голубой
блеск реки и небес.
Не прохладно проститься с собой
чтоб — в слезах, а не без (Борис Рыжий)
Благодатная пауза между Успением Богородицы (28 августа) и Её Рождеством (21 сентября), когда мы можем остановиться, проститься и простить. Выровнять дыхание, успеть заполнить сосуды и пустоты этим свежим горьковатым воздухом. Задержать взгляд на пылающих георгинах и осторожно желтеющих берёзах, походить по еще почти зеленой траве, вспомнить всё лучшее, все летние плоды и подарки. А потом перешагнуть в осеннее равноденствие – с благодарностью, ясной головой и уверенностью, что у нас достаточно запасов Веры, Надежды и Любви для предстоящей зимы.