Лучшее для осеннего ненастья. Тэффи-2

26 сентября, 2024 Рубрики: Чтение на эту неделю Автор: Написать автору

Тэффи в зрелости

Надежда Александровна не осталась в стороне от революционных бурь и не была чужда социалистическим взглядам в их гуманистической версии. Одно время она, как известно, сотрудничала в большевистской газете «Новая жизнь», в редакции которой и видела Ленина. Февральскую революцию она приняла, как и многие, Октябрьскую – отвергла. Несколько месяцев она провела в скитаниях по разным городам юга России – Киев, Одесса, Екатеринодар, Ростов, Кисловодск, Новороссийск, наконец, откуда она осенью 1919 года уехала в эмиграцию, через Константинополь в Париж, где и осела в начале 1920-го. Думала, что ненадолго, оказалось – навсегда. Своему прощанию с Россией Тэффи посвятила мемуарную книгу «Воспоминания» (1932), трезвую, точную, грустную. Она продолжала и думать, и писать о русской жизни, но постепенно и быстрее многих пришла к выводу, что возвращения не будет, замыкаться в прошлом бессмысленно и неплодотворно, что жизнь продолжается.

Она много работала, печаталась в парижских газетах и журналах, затем из этих текстов собирала сборники – только за первые 20 лет за рубежом их вышло 19 (вместе с перепечатками). Она действительно была самой, наверное, родственно любимой писательницей русской эмиграции, произведения которой и оказывали бесспорный психотерапевтический эффект, и помогали сохранить язык в чужой языковой среде.

Жизнь её в эмиграции складывалась по-разному, как любая жизнь. Она была счастлива с любимым мужчиной, Павлом Андреевичем Тикстоном, полуангличанином, тоже эмигрантом, сыном богатого промышленника. Ему она посвятила свою поэтическую книгу «Шамрам» – «северной душе, влюблённой в Восток». Довольно долго всё было хорошо, потом их благосостояние пошатнулось, Павел Андреевич заболел, и Надежда Александровна несколько лет за ним преданно ухаживала. И сама она тоже болела, без бед и несчастий не обошлось, не говоря уж об ужасах Второй мировой.

Со временем она восстановила связи с детьми, переписывалась и встречалась со старшей дочерью. Именно Валерия Грабовская, которая жила в Польше, а потом в Лондоне, передала архив матери на хранение в библиотеку Колумбийского университета в США. Она хотела написать о матери, о детстве и о том, как их отношения стали дружбой двух взрослых женщин – но не сложилось. Умерла Надежда Александровна в 1952 году, в возрасте 80 лет.

Художник Чарльз Дана Гибсон

Не вся её малая проза, безусловно, в равной степени хороша и пережила свое время. Ей случалось и повторяться, и грешить против хорошего вкуса – что, наверное, неизбежно, если ты многие годы должен зарабатывать этим на хлеб и давать по рассказу или фельетону в неделю. Но в целом её рассказы в их достоинствах и недостатках, в их единстве дают исключительно интересную, яркую, цельную картину русской жизни первой половины ХХ века. И все её зарубежные сборники, и очень популярный среди русских парижан «Городок», и «Книга Июнь», и последняя прижизненная «Земная радуга» воспринимаются не просто как собрание отдельных новелл, но как своеобразные романы в рассказах, герои которых существуют в каком-то общем пространстве, пересекаются, переговариваются, вступают в отношения, делают глупости, шутят, любят, верят, надеются на лучшее.

Ещё один популярный послевоенный сборник Тэффи «Всё о любви» (1946) соблазнительно было бы назвать женской версией «Тёмных аллей» или «Декамерона». Правда, в этой книге не так много собственно любви как чувства. Всё, что здесь происходит, не столько «о любви», сколько «вокруг да около любви».

Художник Харрисон Фишер

В рассказе «Кошмар» Вера Сергеевна не один год борется за мужа, у которого параллельная жизнь, борется «всеми средствами, какие только может дать современность в руки рассудительной и энергичной женщины». А потом, когда всё заканчивается, оказывается, что это были лучшие годы, потому что борьба поддерживала её в должном тонусе.

Восторг пел: – кончен кошмар.
Тоска ныла: – что-то будет?
И тоска была права.

Мужчина жалуется приятельнице, какие они разные с его девушкой, он – полноценный пошляк, в то время как она – тургеневская девушка, «насторожившаяся лань». А чуть раньше мы слышим, как эта самая девушка возмущается в разговоре с той же приятельницей, что он обращается с ней как с какой-то недотрогой: «Это ужасная вещь – близкий человек, который тебя уважает. Это… Это прямо свинство!» («Дон-Кихот и тургеневская девушка»).

Дама устраивает романтический ужин, на который приглашает трёх мужчин, принадлежащих её прошлому, настоящему и будущему, предвкушает вечер в атмосфере любви, а гости сначала критикуют её стол, а потом переключаются на сугубо мужские разговоры, забывают о её существовании и уходят все вместе. Как это узнаваемо!

Художник Чарльз Дана Гибсон

Валентина Петровна («Яркая жизнь») не обременена никакими отношениями, но из самого скудного житейского материала создаёт захватывающие истории, которые делают её жизнь увлекательной и яркой. Бесценное детское качество, которое некоторым удаётся сохранить и без которого невозможно никакое творчество. «Достаточно ей дойти до угловой булочной, чтоб жизнь её наполнилась впечатлениями на два дня. Она непременно встретит какую-нибудь девушку с итальянскими глазами, рваную, но, конечно, из высшего общества, встретит девчонку, дочку зеленщицы, которая наверное была в детстве украдена у высокопоставленных родителей, о чём свидетельствует ее необычайного благородства нос…»

Любовь в этом мире – то фантазия, то иллюзия; это житейские неурядицы, путаница, несовпадения и непонимание, рискованные, водевильные ситуации, изящные и грубоватые; это обманы и самообманы, это кромешный быт, в котором вспыхивают искры тепла и надежды. И люди, и жалкие, и милые, которые живут в своём мире, потому что в мире чужом бывает слишком больно. Да и скучно, если не подозревать за видимостью какой-то волшебной подкладки.

Константин Коровин. Северная идиллия

Одним из самых художественно цельных и стилистически интересных в творчестве Тэффи считается сборник «Ведьма» (1936). Сборник, состоящий из 14 рассказов, каждый из которых посвящён каким-то мифическим существам и паранормальным явлениям русской жизни. «Водяной», «Лешачиха», «Русалка», «Тот, кто ходит», «Вурдалак» – в центре каждого и некая увлекательная житейская история с жуткими и смешными подробностями, и заявка на потусторонность, и возможность вполне бытового объяснения всего необъяснимого, и сомнение – а всё ли можно объяснить?

Борис Кустодиев. Купание

Почему-то ведь загорелся самовар, который много лет стоял где-то под потолком («Чудит»). И явилась же откуда-то собака, которая спасает жизнь героини («Собака»). И имеется же у туповатой героини «Ведьмы» необъяснимый талант находить потерянные вещи. В этой книге есть и банальная мужская хитрость, призывающая банного черта для оправдания своих грешков («Банный черт»), и причуды беременной Ильки, которой за каждым кустом мерещатся волки, а вода кажется слишком мокрой («Волчья ночь»), есть и деревенская дремучесть («Вурдалак»), и откровенное безумие («Русалка»). Но есть и прелесть жизни, и нежность, и красота русской природы, и тайны русской души с её неповторимым своеобразием и детской верой в чудо. «В этой книге, – писала сама Тэффи, – наши древние славянские боги, как они живут еще в народной душе, в преданиях, суевериях, обычаях. Всё, как встречалось мне в русской провинции, в детстве».

Надежда Александровна вспоминает, как они с писателем Федором Сологубом развлекались тем, что вычисляли метафизический возраст своих знакомых. Сологубу Тэффи дала 600 лет, а вот Сологуб своей собеседнице – 13, с чем она, недолго думая, согласилась. В рассказах Тэффи о детях и детях на пороге взрослой жизни вы практически нигде не найдёте снисходительной, возрастной дистанции. Она не умиляется своим героям, не идеализирует их, она чувствует их изнутри. Она очень хорошо помнит и понимает эту внутреннюю суматоху и неразбериху, свойственные подростковому возрасту, то, как безудержно разгоняется воображение, какое значение приобретают самые, казалось бы, ничтожные вещи.

Художник Харрисон Фишер

Детский взгляд помогает увидеть в этом мире не только (и не всегда) больше радости, но гораздо больше всего интересного. А детские черты в самом заскорузлом существе позволяют разглядеть и в нём человека, достойного жалости и любви. В каждом есть что-то детское – и это лучшее в нем, это и есть ключ к его душе. В то же время здесь таится и опасный соблазн. В единственном опыте большой прозы у Тэффи, в замечательном (отчасти детективном) «Авантюрном романе» русская красавица Наташа, которая работает манекенщицей в модном магазине, знакомится с молодым человеком, который с самого начала вызывает у неё серьезные сомнения. Но потом она высматривает в нём трогательные детские черты, слышит, как он ночью по-немецки зовёт маму – и всё, мозг отключается, она пропадает, увязает в этом чувстве с мучительно материнским оттенком. Хорошо это закончиться, конечно, не может. Но всё-таки автор оставляет героине достойный выход – правда, лежит он уже в другой плоскости.

Художник Харрисон Фишер

Многие, если не большинство историй Тэффи можно было бы объединить названием книги, которой тогда ещё не было: «Игры, в которые играют люди». И сама она любила говорить: «Надо уметь жить играя. Игра скрашивает любые невзгоды». На самом деле, все мы играем: играем себя, играем в играх, которые нам предлагают (или навязывают) другие. Это может быть смешно, может быть печально, может быть довольно жёстко и даже жестоко, но это в природе человека, неразрывно связывает его с детством, помогает сохранить молодость души. И позволяет каждому, самому маленькому, самому неказистому человеку реализовать своё творческое начало и прожить жизнь с радостью – несмотря на любые невзгоды. Надежда Александровна Лохвицкая-Тэффи великолепно владела этим искусством и в своих книгах оставила немало ценных советов, как и нам его освоить. И главное – как сохранить здравый смысл в любых обстоятельствах.

Комментарии закрыты.