Изображения животных
Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М. : Искусство, 1957. – 170 с.
Генри Мур: Мастер гравюры : каталог выставки / Британский Совет, Фонд Генри Мура. — [б. м.] : [б. и.], [2006]. — 36 с. : ил.
Наверное у многих в детстве одной из любимых книг могли быть «Записки анималиста» Василия Ватагина. Изданные в 1957 году, они потом несколько раз переиздавались. В «Записках анималиста» Ватагин писал: «Зрители чаще всего не могут судить, плохо или хорошо, верно или неверно изображен художником зверь…» Он замечал: «Только там, где животное трактуется как сама себя оправдывающая цель, где живой, выразительный образ проникнут особой остротой восприятия и передачей характеристики, такой образ может по праву называться анималистическим». Ему приходилось делать выбор и делить время между рисованием и созданием фигур для естественно-научных музеев и скульптурой, искусством. Но при всей меткости изображений, постижении звериных характеров, его рисунки и скульптуры часто сохраняют что-то дидактическое. Искусство подспудно им воспринимается как познавательный процесс.
Английский художник-скульптор Генри Мур в предисловии к одному из своих альбомов замечал, что муж может лучше узнать свою жену, если попытается изобразить ее карандашом: может, не поймет глубже ее характер, но узнает – да, точно. Ужимки и очертания. Характер форм. Ватагин, уделяя немалое внимание технологии зарисовок, стремится схватить существенное — характер, веря, что возможно взглянуть в глаза зверю и не превратить его в басенного персонажа. У Мура подход совершенно иной. На днях в Екатеринбургском музее изобразительных искусств завершила работу выставка «Генри Мур: Мастер гравюры». Среди прочих послевоенных работ художника на ней показывались листы из серий «Череп слона», «Овцы» (1974) и «Животные в зоопарке» (1981). Выставку сопровождали книги, в том числе «Henry Moore’s Sheep Sketchbook» с текстами Кеннета Кларка и самого Мура в издании 1998 года – воспроизведение 50 рисунков шариковой ручкой, сделанных с овец, что паслись перед мастерской художника в Перри Грин, и «Henry Moore Animals», альбом, созданный Вальтером Стрэханом (W. J. Strachan) и выпущенный издательством Aurum Press в 1983 году. Кеннет Кларк в тексте к «Овечьему альбому» говорит, что художник пытался изобразить животных «без предубеждений и ассоциаций», исследуя типичный английский сельский вид за окном и вдохновляясь совершенством природных форм.
Увлечение формой наиболее сильно выражено в офорте «Овца: вид сзади» (1972), подобное же изображение встречается в «Овечьем альбоме». Как и в серии «Череп слона», касание, примыкание форм — самое важное. Всмотреться и почувствовать конструкцию, органичность, природность тела — забыв о характере, о возможных символических подтекстах — первостепенная цель.
Но вот другой офорт и другая тема — изображения стриженных овец. Знакомые животные кажутся небывало фантастическими, как динозавры. В них есть нечто каменное, устойчивое, то, что несет в себе скелет.
Вот Марко Поло описывает остров Занзибар: «Водится тут много жирафов; красивы они с виду, вот какие: тело, знайте, коротенькое и сзади приземистое, потому что задние ноги коротенькие, а передние и шея длинны; а голова от земли высоко, шага на три; голова маленькая; вреда никому не делают; масть рыжая, с белыми полосками. С виду очень красивы. Здешние женщины с виду очень безобразны: рты большие, и глаза тоже, а носы толстые; груди у них в четыре раза толще, нежели у наших женщин; очень безобразны» (перевод со старофранцузского языка И. Минаева). Следуя его рассказу, постоянно обнаруживаешь себя в каком-то конкретном месте. Земля рассматривается с близкого расстояния, неизвестные равнины следуют одна за другой, но воспользоваться наставлениями, куда воду захватить, где разбойников бояться, нельзя. В эти страны нельзя вернуться, в них можно только пребывать сейчас, пока ты читатель. Все описания – как поэтические списки кораблей или вещей Робинзона Крузо, местности – как с картинок и из сказок. Виденное не обладает характером, только внешностью, весом, размером, цветом.
Кажется, Марко Поло вдохновляла сама возможность описывать новые земли и существ, их населяющих: он двигался вперед, не обживая и не советуя, без душевных стремлений — с огромным любопытством. Каждый ли писатель и художник сохраняет эту страсть? Да и не всякая эпоха дает право на такое бескорыстие.