О профессии и самореализации

Новый номер (№2 за 2009 год) журнала «60 параллель» посвящен профессионализму «работников культуры» как сердцевине их самосознания в эпоху, когда, как кажется, и общество в целом, и каждый в отдельности отдают предпочтение любительству. К сожалению, Библиотека им. В. Г. Белинского не выписывает этот прекрасный журнал, но его получает несколько городских библиотек, а некоторые статьи целиком публикуются на сайте.

Что значит быть профессионалом и, возможно, лучше им не быть? Как метко говорит Владимир Дукельский, «появление в нашем обществе присловий, поговорок о профессионалах симптоматично: «Профессионал подобен флюсу», «законченный профессионал – человек, знающий всё ни о чём», «два врача идут ставить клизму, один знает как, другой – куда» и т. д.»

Может быть, жизнь, когда одна нога — здесь, другая — там, дает «работникам культуры» больше территорий для самореализации?
Начинать чтение лучше с конца номера — с эссе Геннадия Вдовина «О работе», текста, показывающего, например, что успешный библиотекарь обречен петь и вышивать, ставить химические опыты или разводить собак: профессия очень редко требует от него важных решений, экзистенциальных рисков. Если только он не основатель какой-нибудь славной библиотеки или создатель идеи таблиц ББК. Прочие знаменитые библиотекари, вроде Марселя Дюшана или Джима Моррисона, прославлены иными делами. Если профессия лишь способ утвердить себя в эпоху индивидуалистов, вдумчивый обладатель той или иной профессии рано или поздно задастся вопросами «зачем» и «где». Каким может оказаться итог самореализации библиотекаря? Насколько судьба конкретной библиотеки в руках конкретных библиотекарей? И не лучше ли выбрать хобби?

Чтение статей из журнала напомнило о рассказе Е. Левина «Жены знаменитых людей» в старом номере «Крокодила» (1928, №33), о самореализации:

«Жена знаменитого хирурга Горлова заявила своему мужу за вечерним чаем категорически:
— Я так больше не желаю… Режиссер Зинаидов жену свою сделал первейшей артисткой и сам за нее учит роли, директор кинофабрики Птенцов ни одной фильмы не выпускает без участия своей супруги, жена председателя треста Пуховика три раза в году ездит в заграничные командировки по делам треста, и только я одна, как беспризорная… Я так больше не желаю…
— Не понимаю, чего же ты хочешь? – спросил знаменитый хирург с тревогой в голосе.
— Чего я хочу?… Боже мой, неужто ты так ко мне не чуток, что даже не знаешь, чего я хочу!
— Честное слово, не знаю. Об’ясни, пожалуйста…
— Я тоже хочу быть хирургом. Довольно! Баста! Не желаю быть только женой и ничего не делать. Не желаю! Не желаю! Хочу быть полезным членом общества. И ты должен, ты обязан…
— Валя, успокойся! Что ты! Дать тебе воды? – волновался знаменитый хирург.
Но жена ему бросилась на шею и умоляла:
— Володенька, милый, ну что тебе стоит… Золотой ты мой… Ну раз в жизни исполни мое желание – сделай меня хирургом… Я тебя так прошу… Сию секунду… Сейчас же.
Знаменитый муж вырвался из об’ятий своей жены и нервно зашагал по комнате.
— Это невозможно…
Но жена его перебила:
— Если ты мне откажешь, так я не знаю, что сделаю!.. Я… я…
И она, выбрав из чайного сервиза блюдечко с отбитыми концами, зажмурив глаза, бросила блюдечко на пол и еще громче закричала:
— Все, все перебью!.. Мне ничего не жалко. И жизни своей не жалко!
— Да что ты… Да разве я в чем-нибудь тебе когда-нибудь отказывал?.. Но ведь ты требуешь невыполнимого!.. Ведь подумай только!.. А что скажут ассистенты?.. Да хотя бы тот же Николай Семеныч…
— Коля? – сквозь слезы переспросила жена знаменитости и сама себе же ответила. – Если он хоть слово посмеет сказать, пускай тогда мне на глаза не показывается!
— Ну, хорошо, скажем, Коля ничего не будет иметь против, но ведь ты пойми, сколько людей ты отправишь на тот свет… Ведь ты их всех перережешь! – в отчаянии прокричал знаменитый хирург.
— Ну и что, ну и зарежу… Раз зарежу, два зарежу, а потом научусь… А если жена Зинаидова сразу тысячу человек мучает в театре. Публика – она все терпит. И ко мне привыкнет… А то, действительно, уж очень разбаловал пациентов, об этом все говорят…
— Глупости, слушать тошно, — сказал строго хирург.
— Ах, ты так, — вскрикнула Валя. – Тогда знай же, знай, что я без тебя обойдусь. И, пожалуйста, пусть тебе будет известно, что Николай Семеныч мне все устроит…
Знаменитый хирург ничего не ответил, надел пальто и вышел на улицу. Когда он свернул налево в переулок, он столкнулся с известным архитектором Матвеевым.
— Добрый вечер, — сказал Матвеев и спросил: — гуляете? Разрешите с вами.
— Хорошо вам, — вздохнул хирург, — строите дома и больше ничего знать не желаете. Супруга ваша, уважаемая Анна Павловна, человек скромный, тихий, непритязательный…
— Скромный!.. – грустно усмехнулся архитектор. – Знаете, что ей в мозги засело? Желает быть подрядчиком на моих постройках. Вбила себе в голову – и хоть бы что!..»

Комментарии закрыты.