Революция в городском библиотечном обслуживании,

или «Скажите, а какая столица в Андорре?
Никак не могу найти на карте!..»

На официальном городском портале в разделе «Справка» появилась новая страница – «Виртуальный библиотекарь».

В он-лайн режиме библиографы Городского библиотечного информационного центра берутся дать справку практически по любым вопросам, а также помочь в поиске специальной литературы, документов и материалов по правовой, социальной, экономической, культурной сферам деятельности.

Сервис выполняет следующие справки:
•    тематическая — подбор информации по определенной теме;
•    уточняющая — поиск недостающих сведений, элементов библиографического описания (автор, заглавие, год и место издания и т.п.) или исправление ошибочных данных, указанных пользователем;
•    адресно-библиографическая — проверка наличия нужного издания по каталогам МОБ и других библиотек;
•    фактографическая — сведения о каком-либо событии, лице, организации, значение термина и т.п.

Поиск ведется по фондам муниципальных библиотек Екатеринбурга; по фондам библиотек-участниц сводного каталога «Consensus omnium: корпоративная сеть библиотек Урала»; русскоязычным ресурсам Интернет.

На страничке «Виртуального библиотекаря» есть тематический рубрикатор, последние вопросы с ответами, и отдельно выделенные «интересные вопросы». На вопросы библиотекари отвечают в течение суток. Форма для того, чтобы задать свой вопрос – проста и удобна. Единственное, что для этого нужно – иметь свой электронный почтовый ящик.

Мне, правда, хотелось бы заметить, что проекту не хватает коммуникативной составляющей. Т.е. пока форма его такова, что нет, как максимум, возможности создания специальной социальной сети, а как минимум, возможности прокомментировать ответ со справкой. А последнее было бы удобно в ряде случаев, например:
1) Когда «случайный прохожий» оказывается специалистом в данной области, и может (и хочет!) поделиться более полной информацией по теме.
2) Когда читатель хочет уточнить свой вопрос, не отправляя его повторно;
3) или что-то уточнить по ответу;
4) или просто поблагодарить за ответ : )

Хотя, с другой стороны, организаторы и участники проекта ограждены таким образом от негативных проявлений сетевого общения, и могут спокойно выполнять свою работу…

Но так или иначе, по-моему, это настоящая революция в библиотечном обслуживании, шаг навстречу самой широкой читательской аудитории! С чем мы и поздравляем коллег из Муниципального объединения библиотек, запустившим вчера этот проект, совместно с Администрацией города Екатеринбурга.
А всем реальным и виртуальным читателям — полезных и верных информационных решений!

Метки: , , , ,

7 комментариев к заметке 'Революция в городском библиотечном обслуживании,'

  1. Ксения пишет,

    27 июля, 2009 в 13:39

    Ещё раз заглянула сегодня на страничку этого библиотечного сервиса. Все работает, вопросов множество, и ответы есть. И снова не могу удержаться от восхищения: отличный проект, востребованный, полезный, интересный.. И всем хорошо: читателям — удобная справка, библиотекам — рост посещаемости (виртуальной и реальной).

    Но все-таки интересно: может быть у вас, уважаемые коллеги, есть какие-то критические замечания по поводу этого проекта?
    А может быть, такой формат обслуживания читателей, видится вам непременным атрибутом существования библиотек будущего (именно библиотек — в совокупности, единой системе) ?

  2. Ту-ту пишет,

    28 июля, 2009 в 15:14

    Единственная его даже не революционная составляющая,
    а умное местоположение на ОФИЦИАЛЬНОМ ГОРОДСКОМ ПОРТАЛЕ. А так это виртаульная справка в чистом виде.

  3. Ксения пишет,

    28 июля, 2009 в 16:04

    Да, на поверхности — удачное совмещение.

    Но мне как-то раньше не попадалась библиотечная виртуальная справка, к которой можно было бы обратиться, не заходя на сайт конкретной библиотеки.

    Её появление на частопосещаемом и многофункциональном официальном городском портале говорит, на мой взгляд, о том, что в библиотечном сообществе стала осознана необходимость активного и разностороннего продвижения информационных услуг — и, ещё шире: информационно-справочная работа стала пониматься как социально-ценная и востребованная услуга, с которой можно и нужно выходить вовне, к самой широкой аудитории, причем даже к той, которая «читательской» в обычном смысле может и не являться. А делая шаг навстречу вопрошающим (по делу-ли, развлечения для..) библиотекари безусловно популяризируют библиотеки, открывают источники, о которых завсегдатаи интернета и не подозревали (ведь их просто нет в сети!), и приглашают посетить библиотеки. Наверняка, кстати, посещаемость библиотек в связи с этим проектом возрастет.. И частично общественности будет дан ответ на вопрос, а зачем вообще библиотеки еще существуют. Не словом, а делом : )

    (ох, и люблю же я обобщать.. простите, если слишком пафосно, и спасибо за критическое замечание! 🙂 )

  4. Катерина пишет,

    28 июля, 2009 в 22:35

    Ну, что я могу сказать по поводу этого сервиса. Идея бесспорно, отличная. Но — вопросов не так уж и много было задано — всего около 40. Еще о минусах — нет поиска по разделу, в ответах гиперссылки на интернет сайты — не активные, ну и немножко можно было бы попридираться к самим ответам (не ко всем — к некоторым), но этого я делать не буду, ибо являюсь убъективным теоретиком 🙂

  5. Ксения пишет,

    29 июля, 2009 в 9:21

    Да, ситуация «идея отличная, хромает воплощение» — обычное дело…
    Но, будем надеяться, минусы со временем все-таки доработаются до плюсов 🙂
    Спасибо за отзыв!

  6. Kaplan пишет,

    29 июля, 2009 в 16:33

    Замечательная идея! Это еще и показатель успешного сотрудничества власти (сайт официальный городской!) и библиотекарей, редкое по нынешним временам достижение! Искренне поздравляю библиотекарей города с профессиональным успехом! А качество ответов придет!

  7. Маргарита пишет,

    30 июля, 2009 в 18:34

    Желаю коллегам терпения и успешного развития проекта.
    И, в свою очередь, опять хочу напомнить о трудоемкой, кропотливой, очень нужной людям информационно-справочной работе библиографа Кушвинской городской библиотеки — Ирины Владимировны Бегуновой. http://kushva-online.ru/mod/consultant/current_consultant.php?id=6
    На любые темы — ответы или ориентировка в информационном пространстве. (не знаем сами, зато знаем, кто знает). Успех этой консультации: 1. на городском портале (Кушва онлайн), 2. вежливые ответы всем и на всё, 3. вопросы, в основном, от горожан — поэтому ответы точны в местных реалиях. Опять же желаю терпения и надеемся на долгое существование этой справки.