Читать после праздников
Пирс Й. Перст указующий/Йен Пирс; пер.с англ.И.Гуровой, А.Комаринец. — М.: АСТ: Ермак, 2005. — 621 с.
Ничего не поделаешь, это опять будет «английский роман с тайнами». Бывает же так, что не можешь читать ничего другого. Или уж на самом деле у англичан можно найти чтение на любой случай. Даже на такое травматичное время, как переход от праздников к будням. Ведь нужна книжка, которая, с одной стороны, продлевала бы это ощущение отдыха, а с другой – постепенно настраивала бы на горькую повседневность. И развлечение, вроде бы, но такое, которое требует определенных усилий и тонизирует. Ну вот, мой вариант.
Йен Пирс – оксфордский историк, нашедший себе отдушину в таком приятном деле, как сочинительство. Он написал около десятка «арт-детективов», интрига которых закручена вокруг приключений картин и других предметов искусства, пропаж, поисков, находок. В них действуют сквозные герои, офицер полиции Флавия ди Стефано и английский искусствовед Джонатан Аргайл, а само действие, как правило, происходит в Риме. Сейчас я читаю «Гибель и возрождение». Это очень приятное, гладкое, необременительное чтение, из которого можно при этом черпать разные полезные сведения. У Пирса была своя негромкая известность, но слава пришла к нему после романа «Перст указующий», который за десять лет переведен на 18 языков и который называют иногда «Имя Розы 90-х».
Вообще, конечно, трудно представить, что эти книги писал один человек. Начать с того, что «Перст» — это почти 600 страниц. Время – XVII век, место – Англия, исторические события и люди, которые не сказать что слишком хорошо нам известны. О Кромвеле и Карле II мы, наверное, что-то еще знаем от Дюма, а про Бойля и его закон – из школьного курса химии (хотя не уверена). Но это только отдельные вкрапления, а исторический фон романа в целом – это в буквальном смысле темный лес: густо, страшно, одиноко. Но идешь и идешь, а когда подумаешь, не повернуть ли назад, оказывается поздно. Не знаю, как вы, а я очень люблю такие книги, где история рассказана несколькими людьми, с разных точек зрения. Здесь четверо рассказчиков, и не все вызывают доверие и симпатию. Венецианский путешественник и оксфордский студент, агент тайной полиции и архивариус, — и каждый рассказывает свою историю, бросающую и свет и тени на историю другого. Два сюжета связывают эти четыре повествования. Во-первых, поиск и расшифровка неких неосторожных писем, написанных во время недавней смуты и для каждого героя важных по-своему. Во-вторых – разгадка убийства, совершенного в стенах оксфордского университета. Всё это страшно запутано, прошито разговорами и размышлениями, медициной и политикой, научными опытами и авантюрами. Казалось бы, не может хороший детектив быть таким трудным. Тем не менее, его читаешь, как загипнотизированный. Потому что помимо вопроса, кто и зачем убил, у тебя по ходу чтения появляется множество других вопросов и тебе страшно по невнимательности проскочить, пропустить ответ. Становится интересно, кто на самом деле эти люди, какими они хотят казаться и что скрывают, какие пятна оставила на них эпоха и что это за эпоха была, наконец. Но и как чистый детектив книга, по-моему, безупречна. Ничего не провисает, ружья стреляют, намеки отыгрываются, случайности невозможны.
Еще меня очень сильно радует отсутствие в историческом детективе злободневных намеков (я допускаю, что просто не считываю). Ну нет уже сил читать про деятелей, которые так нечеловечески проницательны, так провидят все наши неприятности, то и дело норовят предупредить, а их не слышат. Надеюсь, вы понимаете, в чей это я огород. Я еще могу читать «Алтын-Толобас», действие которого (историческая часть) происходит, кстати, в то же примерно время, что и в «Персте». Но другие книги Акунина перечитывать, по-моему, невозможно. Может быть, дело в том, что профессиональному переводчику необязательно понимать, достаточно имитировать. Профессионал-историк понимать обязан, иначе какой же он профессионал… Или не согласны? Вообще кто-нибудь еще читает Акунина? И что он представляет из себя сегодня?
Метки: чтение
23 января, 2008 в 13:23
Отвечу на предпоследний вопрос. 🙂
Мой муж ничего, кроме фантастики, не читает. Увидел название книги — «Фантастика» и прочитал залпом. Позже с удивлением обнаружил, что Акунин. :)) Вроде, говорит, понравилось.
23 января, 2008 в 13:41
Про современное состояние Акунина как писателя сказать ничего не могу, ибо читала его лет семь назад. Читался, действительно, залпом. Просто оторваться не могла. Прочитала, кажется, всего Фандорина. Но перечитывать не хочется совершенно. И нового Акунина читать не хочу.
Может это всегда так с детективами — читаешь, чтобы узнать, кто же все таки убийца. А если уже знаешь, зачем читать? Хотя, с другой стороны, в детстве зачитала томик Конан Дойля до оторванного корешка и стертой обложки. Сейчас с удовольствием перечитаю «Имя розы», хотя прочла ее летом.
23 января, 2008 в 15:35
Акунина я читала в университете, но еще того старого-доброго, когда он только появился.
«Ф.М.» я купила, соблазнившись рекламной компанией этой книжки. 1 раз прочитать этот двухтомник можно, но не более!! Потом была «Чайка»…. и, наверно, все… интерес к писателю сошел на нет ((( Я уважаю Акунина, как придумщика, пиарщика. литературного игрока, манипулятора читательским мнением… Таких профессионалов у нас, наверно, больше и нет в литературе (пока?!). Но вот что-то читать его новые опусы («Смерть на брудершафт») не хочется…
А после праздников мне помог Д. Ирвинг «Четвертая рука» (триллер, психологическая драма) — давно у меня не было такого запойного, захлебывающегося чтения!