«Узнаваемые и знаковые: образы Свердловска/Екатеринбурга в кино»
С год-полтора назад довелось мне смотреть в кинотеатре фильм «Зеркало для героя». Режиссер В. Хотиненко создал его в 1987 году на Свердловской киностудии, о чем и было сказано перед началом сеанса. Свет выключен, все видят город — и, кажется, охвачен зал перешептываниями, вопросом, где же это в Свердловске снимали. Минутное заблуждение.
Помню также, как удивилась, когда в фильме «Дочки-матери» Сергея Герасимова (1974) увидела знакомую привокзальную площадь. Город, в котором живу. Это желание, чтобы все знали, мол, есть такой Добчинский, так вот своеобразно проявляется.
А каковы кинообразы Свердловска и Екатеринбурга? Та небольшая кинопрограмма, что будет представлена на книжном фестивале 6 октября, объединяет короткометражные документальные ленты и видеоработы художников.
Будут показаны:
1. «Город нашей судьбы» Игоря Константиновича Персидского. Фильм создавался в 1973 году к юбилею города. О городе в фильме рассказывает писатель Вадим Очеретин (1921 — 1987), и это Свердловск в центре «старого заводского края», город, живущий в три рабочие смены. Тут есть и хоккей, и филармония, но в центре городской истории и жизни — труд, заводская работа, создание машин, нужных всей стране. Пространства частной жизни накрепко связаны с пространствами рабочими.
2. «Воспоминание на фоне города» Лии Ефимовны Козыревой 1994 года — фильм из другого времени и об ином восприятии города и себя в городе. Да, Свердловск — «работник и воин», но он и дом.
3. Фрагмент из воображаемой и реальной в равной мере видеокартины жизни Уралмаша — видеоинсталляции «Всевидящее око» группы художников «Зер Гут» (2003).
4. «City one minutes» в Екатеринбурге – проект Голландского фонда «One Minute Foundation», Управления культуры Администрации Екатеринбурга и Екатеринбургской академии современного искусства. В нашу кинопрограмму включены семь одноминутных фильмов, снятых в 2009 году.
Современный образ города складывается из небольших историй как итог интуитивного переживания пространства и быта, личного столкновения с городом и горожанами. Город нервный, неустроенный и устроенный, разный.
5. «Год зайца» Елены Шаровой 1999 года — игровой. Герой перемещается с окраин к центру, и должен понять, действительно ли в городе можно быть эксцентричным и насколько.
По возможности будет представлен также Екатеринбург, увиденный участниками «Кинопоезда» 2008 года.
В прошлом году на фестивале речь шла о литературных образах, о кино говорить сложнее. Для начала разговора — увидеть фильмы и понять, как эти истории о городе рассказываются.
Фильмы для программы предоставлены Музеем кино Свердловской киностудии, Екатеринбургской академией современного искусства и авторами. Особенно хочется поблагодарить Льва Николаевича Эглита (Музей кино).