О коллекции всероссийского значения
В сентябре — октябре во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино работала выставка «Книга художника ‘009». Ее кураторы Василий Власов и Виктор Лукин собрали в одном из читальных залов библиотеки по одним им ведомому принципу около сотни работ художников, многие из которых созданы десять и более лет назад. На сайте библиотеки можно посмотреть слайд-презентацию (к сожалению, без описания экспонатов). К выставке был издан 96-страничный каталог со статьями Анны Чудецкой (ГМИИ им. А. С. Пушкина), Ольги Синицыной (ВГБИЛ им. М. И. Рудомино) и заметками художников Сергея Шутова, Валерия Орлова, Михаила Погарского и Василия Власова.
Интерес библиотек к книге художника в каталоге, вероятно, лучше всего выражают тексты Сергея Шутова. Например, перепечатанный из каталога выставки 1993 года в РГБ «Авангард и традиция. Книги русских художников XX века»: «Сакральная идея книги размывается экономикой производства, в результате чего ротационные машины изрыгают белесого мутанта, покрытого унылой угреватостью шрифта»; «… виртуализация информации позволяет считать рукопись последним звеном, связующим нас с реальностью».
В каталоге заявлено намерение ВГБИЛ собирать всероссийского значения коллекцию книги художника, тем более что после предыдущей выставки в фонд библиотеки уже поступил ряд интересных книг. Выставка и выглядела как коллекция, поступившая вот-вот, еще даже нераспакованная, не очень осмысленная по составу, когда представлены вроде бы все главные имена, но что это за явление такое — книга художника, неясно.
Поэтому, вероятно, и авторы каталожных текстов вновь и вновь задаются вопросом, что же это за штука такая? Хотя, казалось бы, ряд выставок и публикаций с 1991 года, когда вышел первый номер журнала «Декоративное искусство», посвященный книге художника, мог бы что-то прояснить в головах.
Может быть, без публичной репрезентативной коллекции — в музее или библиотеке, — и правда, мы обречены топтаться на месте?
В статье ««Книга художника» в Библиотеке» Ольга Синицына пишет о книге художника в российских библиотеках, в том числе про все провинциальные библиотеки одним махом: «Без особого энтузиазма и специальных усилий их стали собирать еще несколько, в основном столичных, музеев и библиотек».
Не знаю, стоит ли за намерением ВГБИЛ по созданию коллекции какой-либо бюджет и много ли у этой библиотеки энтузиазма (у РГБ и других библиотек есть коллекции футуристической книги, книг конструктивистов, что позволяет поместить современную российскую книгу в контекст определенной традиции; у ВГБИЛ контекст мог бы быть иным — через сравнение с зарубежной книгой художника), но, похоже, у провинциальных библиотек был — и, может быть, еще остается — шанс создать уникальное, отличное от фондов столичных библиотек собрание.
(Печатный каталог выставки, кстати, есть в нашем фонде книги художника).
4 ноября, 2009 в 17:48
добрый день привет из беларуси.очень хотелось бы получить ваш каталог выставки «книга художника 009» Я сам автор более 10 подобных книг написаных на белорусскомЮ руских языках.буду очень признателенесли ответите. я работаю старшим научным сотрудником Историко-культурного музея-заповедника «Заславль». с уважением Юрий Малаш. мй домашний адрес. 220026 г.минск партизанский проспект 91-32
Email: malash57@gmail.com
4 ноября, 2009 в 19:10
Юрий, здравствуйте!
Выставка «Книга художника 009» проходила не в нашей библиотеке, и Вам необходимо обратиться к издателям каталога. Я покупала его в Библиотеке иностранной литературы в Москве за 350 рублей. Попробуйте обратиться к куратору выставки Виктору Лукину, его адрес я Вам напишу.