Есть ли уральское искусство
5 ноября в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (на Вайннера, 11) открывается выставка «Внутренний Урал»: ее кураторы Владимир Селезнев и Светлана Усольцева пытаются обнаружить и осмыслить характер «уральского искусства» (точнее было бы сказать «среднеуральского») в работах, созданных между Екатеринбургом, Челябинском и Москвой связанными с Уралом художниками в 1990-2000-е годы. Хотя, вероятно, говорить можно не столько об «уральском искусстве», сколько об уральском пространстве в искусстве.
Как я понимаю, для кураторов работы всех представленных художников объединяет некоторая исповедальность вкупе со стремлением мифологизировать этот личный опыт, а заодно и общий опыт. Можно даже задать некоторый вектор изменений: от метафизического пространства к образам индустриальных городов, от осмысления художником себя как героя — повседневной ли жизни или нового, современного искусства — и себя как главного персонажа своего искусства к художнику, захваченному какими-то внешними к его личной жизни явлениями, актуальными темами и вроде как препарирующему их.
Можно ли говорить о таком качестве уральского искусства, как мастеровитость? Или технологичность? Почему-то все получилось совсем наоборот: литературной программой в 90-е годы стали каламбур, ироничная сентенция, а формой — перформанс, игра. Игра в живописи, игра в видео, игра в жизни.
К сожалению, весь этот опыт искусства Екатеринбурга двух последних десятилетий почти не осмыслен: нет ни книг, нет ни музейных толковых экспозиций. Может быть, предмет так жалок и неинтересен? Вот это и можно будет узнать на выставке до 29 ноября.
Там покажут и некотрые работы, что можно было прежде видеть в Белинке, например, «Урал – опорный край державы. История открытий и изобретений» Виктора Давыдова.