Наноскульптура
Уж простите меня за неказистую фотографию: девушки в цветастых платках, словно сбежавшие на минутку с любительского спектакля «по Островскому», пришли поглядеть на текучую и красивую фигуру в виде глаза, образованную в магнитной жидкости при помощи системы движущихся магнитов и сенсорных датчиков (надеюсь, описала все элементы без грубых ошибок). При помощи видеокамеры «глаз» обретает еще большую телесность в видеоизображении (его видно на фотографии).
Объединение «Куда бегут собаки» продолжило свой прошлогодний опыт с наноматериалами, создав в этом году в содружестве с Центром коллективного пользования «Нанотехнологии и перспективные материалы» при УрГУ им. А. М. Горького инсталляцию «Поля II». Сегодня ее показывали публике в университете. Новая работа представляет уже не только общие свойства материала, в том числе эстетические. Зритель может по-прежнему также завороженно следить за перемещениями магнитной жидкости, как на первом этаже УрГУ мог сегодня с не меньшим интересом наблюдать нехитрые опыты с жидким азотом. Художники умеют мастерски выделять, подчеркивать красоту материалов, отделять эту красоту от собственно научного опыта.
Но теперь и сама магнитная жидкость «вскипает», бугрится глазом. Обещают ли нанотехнологии изменение природы, хотя бы наших природных тел? Та же магнитная жидкость как проводник лекарственных средств — что-то вроде текучего протеза, будущей части тела? Почти живая среда, живая от надежд. Надежд менеджеров, которые неплохо резюмирует анекдот «если не нано, то и не надо». Надежд ученых и художников, которым так интересен мир. Многих ожиданий, опасений. Сотрудники университетской нанотехнологической лаборатории, стоя рядом, рассказывали о том, где уже применяют магнитные жидкости (а им ведь лет много!). У нанотехнологий уже есть история, как у клонирования и прочих технологий будущего. И одновременно нет важной публичной истории, как у закона гравитации или даже образов психоанализа.
Сотрудники нанолаборатории любят повторять шутку: когда нано много, нано видно.
И наноскульптуру художников очень любят.
Она, кстати, еще и тактильна: реагирует на движения посетителей-зрителей, поэтому зрители любят подносить ладони к датчикам движения, легонько касаться цилиндрического объема агрегата, внутри которого расположена миска с жидкостью и магниты. Во время сегодняшней демонстрации инсталляция как-то особенно напоминала животное, глазастое и виртуальное, такое милое даже.