О днях промышленного наследия

18 ноября, 2009 Рубрики: Афиша Автор: Написать автору

Семинаром «Метаморфозы промышленной архитектуры» в Белинке начался сегодня фестиваль «День Завода», устроенный Лабораторией Архитектурного Эксперимента УралГАХА.
Эпиграфом к разговору стали слова А. П. Чехова из письма к родным о екатеринбуржцах: «Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик». Екатеринбург появился как поселение-завод и заводами и заводскими поселками прирастал. Но своеобразная индустриальная культура Урала не описана в достаточной степени в научно-популярных книгах, за редким исключением не представлена в ярких музейных экспозициях. Вот в Чехии проходит международная биеннале «Следы индустрии», осмысляющая и опыт реконструкции промышленных территорий, и сохранения и осмысления индустриального наследия — через документальные выставки, инсталляции художников, спектакли и т. п. Разнообразный иностранный опыт нескучной музеефикации описывается в русскоязычных публикациях, например, здесь. Но конкретных и внятных инициатив такого рода в Екатеринбурге пока немного, как и примеров удачной масштабной работы архитекторов с заводскими территориями (будь то музеефикация или конверсия). Самый яркий наш пример — почти полный снос построек исторического екатеринбургского завода (металлургического, монетного, механического и т. п.) в 1973 году.
Владимир Васильевич Запарий, один из докладчиков, заведующий кафедрой истории науки и техники УГТУ-УПИ, пообещал, что «лет через пять страшно модно будет сохранять индустриальное наследие, правда половина погибнет». Поскольку в течение XX века на уральских заводах порой еще использовалось оборудование XVIII столетия, а тем более старые заводские постройки, поскольку промышленые объекты беспрерывно строились и в последнее столетие, в Екатеринбурге и округе сохранилось много примечательных объектов, но в постсоветские времена такие объекты стали слишком часто не нужны большинству людей.
Владимир Васильевич также подчеркнул важность формирования общественного мнения: если много о чем-то говорить и говорить, обсуждать, представлять в публикациях и т. п., — то можно добиться изменений. Когда жена владельца здания, например, осознает важность работы с индустриальным наследием, — бережное отношение к промышленному наследию может стать личным его делом. Этот личный момент в наших отношениях с памятниками Владимир Васильевич всячески подчеркивал: «Не все приносит доход, но оно [наследие] формирует человека, который живет не в этой стране, а в нашей стране».
И хотя индустриальное наследие — не только архитектурные объекты, но также и люди, точнее, их привычки, их язык, картина мира — все то, что выражают для нас сегодня слова Чехова, — говорили больше именно о зданиях, о разном опыте консервации, реконструкции и т. п.
Лариса Вальтеровна Шашкина, реставратор и преподаватель УГАХА, рассказала о поездке в немецкий город Апольда и исследовании международной командой архитекторов и историков построек местной текстильной фабрики, одну из которых проектировал Эгон Айерманн (вот, кстати, заметка, в которой и об интересной библиотечной судьбе одного из его строений). Комплекс фабричных зданий в 1992 году был признан памятником индустриального наследия, но судьба его все еще не ясна: дом без хозяина разрушается, и пока архитекторы изучают объект, обсуждают его реставрацию и т. п., он частично используется для концертов и выставок. Судьба здания неизвестна, пока непонятна его будущая функция. Спортивный центр? Музей? Молодежная гостиница? Офис? Кафе? Библиотека? Магазин? Главное — сохранить характер здания, а порой и ландшафта, чтобы сохранить труд людей, живших до нас.

Комментарии закрыты.