Запретные зоны

20 ноября, 2009 Рубрики: Афиша,Белинка Автор: Написать автору

Еще в августе я побывала с экскурсией на камвольном комбинате во время фестиваля «Арт-Завод», а на днях Лаборатория Архитектурного Эксперимента УралГАХА устроила экскурсию на Мукомольный завод с осмотром здания «Ивановской паровой вальцевой мельницы купца 1-й гильдии Ильи Ивановича Симанова», в котором с 1997 года возобновлено производство.
Ознакомительные прогулки по заводам стали популярны, тем более интересно вблизи посмотреть на особую архитектуру мукомольного предприятия: краснокирпичное здание мельницы 1884 года постройки, серые цилиндры силосных корпусов из монолитного бетона и строгих форм 54-метровая рабочая башня элеватора с наружными металлическими лестницами — и все это за забором с колючей проволокой и все это во флере производственных тайн, реальных технологий преобразования вещей. Сам этот объект знаковый для города, но завод скоро будет закрыт, работники уволены, часть построек снесут, территорию застроят, а к первой в Екатеринбурге паровой мельнице присматривается областной архив.
Во время экскурсий по Белинке один из самых эффектных объектов — вертикально-горизонтальный конвейер в основном книгохранилище. Движется. Шумит. Обеспечивает невидимую обычно читателю работу библиотекарей. Да и само книгохранилище интересно, и не только тем, что в нем книги. Нет-нет да спросит кто-нибудь, о каких «кармашках» идет речь в записках, приклеенных на «кабины» конвейера. Эти «кармашки» для отправки требований и записок с яруса на ярус очень забавны. Кто их делает? Почему-то на них на всех приклеены вырезки из журналов мод, с афиш и реклам.
Заводы тоже вырабатывают свою специфическую внутреннюю визуальную среду.
Вот фрагменты плакатов, что еще сохранились в огромных цехах камвольного комбината. Здесь и вдохновляюще-напутствующие «Спасибо за труд!», и поучающие «Косынка сбережет твою красоту»:


и

А вот фрагмент оборудования Мукомольного завода:

Поразительно, но на мельнице сегодня работает около 5 человек. Идешь с этажа на этаж, и оказываешься в таком мире шумов, запахов, красок и форм, что завлекает больше многих инсталляций художников. От запаха зерна, деревенского, чуть влажного, к легкому запаху муки или неожиданному и резкому — нового линолеума. От машин, внутри которых перемалывается зерно, и ты видишь движение валов сквозь припорошенные мукой стеклянные стенки, к с каждым этажом все более плотному лесу «трубок» (как на фотографии) к движущимся в четком подрагивающем ритме машинам-ситам. Больше же всего мне понравились сочетания цветов: белых и зеленых стен, серых механизмов, каких-то то оранжевых, то коричневых трубок; а то вдруг бросаешь взгляд — разные элементы раскрашены в зеленый-травянистый цвет и тут же в изумрудный. В отличие от среды камвольного комбината или книгохранилища библиотеки на мукомольном визуально пространство более строгое, минималистичное, светлое и выразительное.
Здесь можно посмотреть фотографии, сделанные во время экскурсии одним из наших читателей Константином Дубковым (приведенная выше фотография — из его архива).
А здесь — посмотреть на цеха Уралмаша в фотографиях Дениса Тарасова, возможно, и эти цеха тоже откроются для экскурсантов.

1 комментарий к заметке 'Запретные зоны'

  1. Марина пишет,

    15 декабря, 2009 в 19:22

    Вот здесь можно более подробно ознакомиться с работой мукомольного завода: http://nucl0id.livejournal.com/111242.html Более внимательный человек, чем я, ходил также на экскурсию.